Четверг, 28.07.2016, 10:24
Введение новых правил расчета налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости, а не оценки БТИ, как раньше, может оказаться несправедливым.
Дело в том, что законодательно не закреплена взаимосвязь кадастровой оценки недвижимости с рыночной стоимостью. Соответственно, каждый регион стремится увеличить свою налоговую базу и поступления от нее и так или иначе завышает кадастровую оценку – т.е. ставит техническое задание оценщикам таким образом, что она завышается. Не говоря уже о том, что на сегодняшний день в целях увеличения налогооблагаемой базы применяется кадастровая оценка, основанная на докризисных показателях стоимости имущества. Например, используются данные по состоянию не на 1 января 2016 г., а на гораздо более ранний период, что создает дисбаланс.
Поэтому введение налога на недвижимость для физических лиц на базе таких результатов кадастровой оценки несправедливо и антиконституционно. Неадекватность кадастровой оценки является противоречием норме ст. 3 НК РФ, предписывающей, что налог должен иметь экономическое обоснование и не может быть произвольным.
Также недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Как указал Конституционный Суд (Постановления КС РФ от 21.03.1997 N 5-П, от 04.04.1996 N 9-П), в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности.
Даже если кадастровую оценку будут проводить государственные кадастровые оценщики, – а, собственно, в этом направлении реформа сейчас и идет, – то все равно из-за отсутствия контроля качества кадастровой оценки налогоплательщики будут оказываться заложниками той или иной экономической ситуации.
Вместе с тем граждане могут обжаловать результат кадастровой оценки, тем самым попытаться снизить налог на недвижимость. Сначала – в апелляционном порядке, а если результат не удовлетворит налогоплательщика, то можно попытаться обжаловать в суде. Но в любом случае, чтобы обжаловать или подать в суд, нужно заказать оценку у независимого оценщика, т.е. оценить рыночную стоимость этого имущества. Только тогда можно будет скорректировать налог, потому что для целей налогообложения будут приняты результаты оценки рыночной стоимости.
Других способов у граждан нет. И у государства сейчас нет других способов, потому что механизм корректировки кадастровой стоимости в условиях падения рынка вообще законом не предусмотрен. Он просто отсутствует.
Наталья Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией развития налоговой системы