Работа неэффективных ОЭЗ будет прекращена

Пятница, 10.06.2016, 10:08

Минэкономразвития РФ поручено рассмотреть вопрос о прекращении работы неэффективных особых экономических зон (ОЭЗ).

Также было предписано приостановить процесс создания новых ОЭЗ до разработки и внедрения на законодательном уровне единых подходов к их созданию и функционированию с учетом выявленных недостатков.

Проведенная Счетной палатой проверка деятельности управляющих компаний ОЭЗ в 2014–2015 гг. установила факты, которые свидетельствуют о неэффективности особых экономических зон. За 10 лет на развитие ОЭЗ из федерального и региональных бюджетов было выделено 186 млрд руб. В то же время на территории ОЭЗ было создано лишь 18 тыс. рабочих мест (вместо запланированных 25 тыс.).

В результате неэффективных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на цели создания отдельных ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности. На 1 января 2016 г. объем неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета составил 24,8 млрд руб. При этом управляющие компании активно вели финансовую деятельность по размещению временно свободных денежных средств и в период с 2006 г. по 2015 г. получили совокупный процентный доход в сумме 29,3 млрд руб.

Проверка Счетной палаты выявила низкий уровень обоснования выделения бюджетных инвестиций. В ходе проверки также выяснилось, что финансовое положение ряда управляющих компаний на протяжении последних лет ухудшается, растут расходы на содержание построенных объектов, при этом источник финансирования не определен.

Относительно успешны оказались лишь ОЭЗ в Елабуге, Липецке, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Дубне и Томске. В других, даже функционирующих ОЭЗ мало резидентов. В половине ОЭЗ (в 16 из 33 по состоянию на 1 января 2016 г.) не утверждены перспективные планы развития. Ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры происходит с отставанием от графика.

Необходимость пересмотра подхода к особым экономическим зонам назревала давно. С одной стороны, при их создании не всегда исходят из конкурентных преимуществ той или иной территории. С другой стороны, ОЭЗ конкурируют с различными создаваемыми субъектами РФ региональными инвестиционными проектами, территориями опережающего развития, а также индустриальными парками и технопарками. Скорее всего, часть из них придется закрыть и, возможно, следует рассмотреть другие механизмы территориального развития.

Андрей Корытин – младший научный сотрудник РАНХиГС