Пятница, 27.03.2015, 09:30
В 2015 год российская промышленность вошла в принципиально новых условиях. К числу «кризисных сюрпризов» конца 2014 года можно отнести двузначную инфляцию, обвальную девальвацию рубля и резкое повышение Центральным банком РФ ключевой ставки. Заметим, что все эти «новации» во многом возникли при участии российских властей.
Несомненным лидером антикризисных мер для российской промышленности, согласно данным нашего мониторинга, остается «снижение налоговой нагрузки». Этот антикризисный фактор за время мониторинга (с 2010 года) пять раз из шести ставился предприятиями на первое место: только в 2011 году главным запросом промышленности оказалось «ограничение роста регулируемых тарифов».
Однако рассчитывать на положительную реакцию правительства в этой области промышленникам, похоже, не стоит. Минпромторг выступил с революционной сейчас инициативой снижения налогов в обмен на активизацию инвестиционной активности и рост выпуска промышленной продукции. Принцип «снижение налогов в обмен на инвестиции» выглядит абсолютно уместным в 2015 году, если забыть о финансовых о проблемах государства и ориентироваться на инвестиционный рост. Но резкое снижение доходов бюджета и заявления о сокращении большинства расходных статей в начале 2015 года «ставят крест» даже на минимальных надеждах, что налоговая нагрузка на реальный сектор сократится.
Но в рейтинге антикризисных мер появился и новый лидер: «укрепление курса рубля». За эту меру в феврале 2015 года «проголосовало» столько же отечественных производителей, сколько и за снижение налоговой нагрузки — 58%. За продолжение девальвации рубля высказалось только 2% производителей. И это логично.
Во-первых, мониторинг 2012–2014 годов показал, что промышленность, в отличие от ряда экономистов, не считает девальвацию полезной, будь то резкая девальвация образца 1998 года или плавная образца 2008–2009 годов. Первый вариант всегда поддерживали лишь 1–4% предприятий, второй — 10–13%.
Во-вторых, курсовая политика ЦБ РФ в 2014 году и шоковое декабрьское обесценение рубля перевели девальвацию из предполагаемой антикризисной меры в уже реализованную и позволили всем оценить ее фактические последствия. Реакция населения, активно скупавшего импорт в ноябре–декабре, показала высокую зависимость домохозяйств от ввозимой в страну электроники, автомобилей, одежды и пр. Аналогичных позиций, по данным январского (2015 года) опроса ИЭП, придерживались и промышленные предприятия. На вопрос о помехах импортозамещению больше всего предприятий (62%) указало на «отсутствие отечественных аналогов оборудования и сырья любого качества». А значит, при всем желании (или нежелании) «покупать российское» у абсолютного большинства предприятий не будет выбора — импорт все-таки придется покупать.
Таким образом, промышленность нуждается теперь в «откате назад» курса рубля. И такой «откат», к счастью для производителей, наблюдается в феврале–марте 2015 года. Возможно, к середине 2015 года курс рубля вслед за ценой нефти и при взвешенной политике ЦБ достигнет более приемлемых для российских производителей значений. Но декабрьское обесценение рубля и замена лозунга «модернизации» на призыв к импортозамещению (на который один из наших респондентов отозвался формулой «сказочники и фокусники») уже вошли в новейшую экономическую историю России. Возможно, это убедит все заинтересованные стороны, что поддержку отечественного производителя не стоит особенно связывать с ослаблением рубля.
Подтверждает потребность в укреплении рубля и возросшая в начале 2015 года потребность российской промышленности в «освобождении от уплаты НДС импортного оборудования, материалов и комплектующих, не производимых в РФ». Сейчас треть предприятий указала на этот фактор, который поможет им снизить стоимость закупок за рубежом. После относительно слабой девальвации рубля в 2008–2009 годах потребность в этой мере была в три-четыре раза меньше.
Обесценение рубля снизило потребность промышленности в других антикризисных мерах, связанных с «засильем импорта на российских товарных рынках»: например, о повышении ввозных пошлин на импорт говорят теперь только 9% промышленников, тогда как в 2014 году — 26%.
Многолетний мониторинг эффективности антикризисных мер, который проводит ИЭП, получил в начале 2015 года свое логическое завершение: российская промышленность, по мнению правительства и большинства аналитиков, вошла наконец в новый кризис и нуждается в поддержке властей. Однако представления предприятий и властей о самых эффективных мерах не совпадают.
Во-первых, наиболее популярные среди предприятий и самые универсальные антикризисные меры имеют меньше всего шансов на реализацию. На снижение налогов полагаться не стоит, существенное укрепление курса рубля невозможно по причине отсутствия у властей и ресурсов, и желания.
Во-вторых, решение проблем с кредитами для реального сектора больше напоминает «работу над ошибками» конца 2014 года. Снижение ставки ЦБ чревато повторным разгоном начавшей, кажется, тормозить инфляции. А выборочные решения по субсидированию процентных ставок, выдаче госгарантий и проектному финансированию имеют слишком много ограничений и чиновничьего субъективизма. Стимулирование же спроса на продукцию утратило в глазах большинства предприятий былую необходимость.
Сергей Цухло – зав. лабораторией конъюнктурных опросов
Комментарий подготовлен на основе статьи Сергея Цухло для РБК