Четверг, 18.04.2019, 08:07
Прошедший год стал вторым годом реализации Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р. По сравнению с 2017 г. резко выросла интенсивность ее корректировок.
С финансовой точки зрения по данным ежемесячного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 января 2019 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили 12787,5 млн руб., что более чем вдвое превышает прогнозную величину бюджетных доходов от приватизации, содержащуюся в приватизационной программе (5,6 млрд руб. ежегодно без учета стоимости акций крупнейших компаний). Однако общее бюджетное назначение по средствам от продажи акций оказалось исполнено примерно на 81%.
Как и годом ранее, преобладающая часть вырученной государством суммы (10330,8 млн руб.) была обеспечена в ходе реализации распоряжений Правительства РФ 2010 г. и 2016 г. и соглашений между Росимуществом и ПАО АФК «Система» о выкупе последней с рассрочкой (в течение пяти лет) находящихся в федеральной собственности обыкновенных акций Акционерной компании с ограниченной ответственностью «Система Смарт Текнолоджис Лтд». Ценные бумаги этого совместного российско-индийского предприятия были получены РФ на основании межправительственного соглашения 2007 г. об использовании средств для погашения задолженности по ранее предоставленным кредитам. Указанные средства (более 10,3 млрд руб.) составили около 1/5, а с учетом более 8,5 млрд руб., перечисленных в 2017 г., – около 38% от определенной цены выкупа в 777 млн долл., если использовать обменный курс на конец июня 2016 г. Поскольку сделки с акциями 7 компаний, включенных в действующую приватизационную программу и приватизируемых на основании специальных решений Президента РФ и Правительства РФ с учетом конъюнктуры рынка и рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов, не проводились, данная сделка с активом, стала единственной, выходящей за рамки типовых приватизационных процедур.
Помимо нее в 2018 г. было реализовано 46 пакетов акций (долей) хозяйственных обществ (АО) на сумму 2,86 млрд руб., а в отношении 21 федерального государственного унитарного предприятия (ФГУПа) приняты решения об условиях приватизации. Количество проданных пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, оставшееся на уровне 2017 г., второй год подряд было меньше, чем кризисном 2009 г. (52 ед.), когда наблюдался предыдущий минимум за все 2000-е гг. Правда, в 2017 г. более 3/4 проданных пакетов акций (36 ед.) составили те, информационные сообщения о продажах которых были опубликованы еще в 2016 г. При этом сумма сделок (2,86 млрд руб.) по сравнению с 2017 г. упала на 45% и оказалась далека от прогноза доходов федерального бюджета (без учета крупнейших продаж), содержащегося в приватизационной программе (5,6 млрд руб.). Количество приватизированных ФГУПов также второй год кряду оказалось меньше прежнего минимума 2013 г. (26 ед.).
При продаже имущества казны в 2018 г. в отличие от пакетов акций (долей) в хозяйственных обществах наблюдалась позитивная динамика. На участие в торгах от потенциальных инвесторов поступили более 1300 заявок, что более чем в 2,5 раза превысило показатели 2017 г. Количество проданных объектов казны (174 ед.) по сравнению с 2017 г. (77 ед.) выросло почти в 2,3 раза, хотя и не достигло максимума 2016 г. (282 ед.). Тем не менее, на протяжении последних трех лет оно стабильно превосходило количество проданных пакетов акций (долей), в минувшем году – в 3,8 раза. Общая сумма сделок увеличилась почти в 1,6 раза (до 446,5 млн руб.).
В нормативно-правовом регулировании приватизации следует отметить две новации.
Во-первых, новой редакцией закона о приватизации 2001 г. существенно смягчен введенный только в 2017 г. запрет на участие в приватизации офшорных компаний. Теперь это относится только к тем из них, которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством РФ. В контексте исключения из состава покупателей перестала упоминаться и производная категория – юридические лица, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.
Во-вторых, благодаря поправкам в закон 2008 г. (№ 159-ФЗ) об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), возможность реализации ими преимущественного права выкупа была распространена на федеральную собственность. Изначально закон более чем 10-летней давности предоставлял такое право в отношении объектов, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципалитетов.
Что касается управления государственным имуществом, то здесь, прежде всего, следует отметить принятие специального закона от 29 июня 2018 г. (№ 171-ФЗ), затрагивающего такую отрасль, как почтовая связь. Он предусматривает реорганизацию ФГУП «Почта России», правопреемником которого выступает вновь образованное непубличное АО с тем же названием, 100% акций которого принадлежат РФ, а в числе органов управления наряду с советом директоров, правлением и генеральным директором назван единственный акционер. Его полномочия осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом в порядке, установленном Правительством РФ, с указанием пределов компетенции.
При минимальных количественных изменениях в перечне стратегических организаций обращает внимание исключение из него созданной более 10 лет назад Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая, являясь интегрированной структурой, по сути охватывает целую отрасль, включая сегмент выпуска гражданской продукции. Более 92% акций ОАК передается государственной корпорации (ГК) «Ростех» в качестве имущественного взноса государства.
Другая важная ГК, Внешэкономбанк проходит полосу реструктуризации. После изменений конца 2018 г. в закон, определяющий ее деятельность (№ 82-ФЗ, 2007 г.), она стала именоваться «ВЭБ.РФ». Появились нормы, регулирующие формирование ее уставного капитала и использование передаваемого имущества, а несколько ранее – внедряющие некоторые инструменты корпоративного управления (например, комитеты при Наблюдательном совете и процедуры одобрения отдельных видов сделок).
Для представительства государства в органах управления компаний с его участием по-прежнему была характерна тенденция возрастания удельного веса госслужащих и профессиональных поверенных при снижении доли независимых директоров. Совершенствование прикладного инструментария управления субъектами государственного сектора в основном находилось на стадии разработки проектов различных документов.
В структуре доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества, как и годом ранее, преобладали поступления из возобновляемых источников. Второй год подряд их доля достигает рекордных величин с начала 2000-х гг. (более 90%), как, впрочем, и в 2015 г.
Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления.