Среда, 26.03.2014, 11:08
Содержание приватизационного процесса в российской экономике в минувшем году определялось завершением первого 3-летнего прогнозного плана (программы) приватизации, утвержденного еще в ноябре 2010 г., чему предшествовало принятие большого пакета поправок в действующий закон о приватизации 2001 г.
Особо значимыми из них являлись предоставление Правительству РФ права принимать решения о приватизации государственного имущества вне рамок стандартных процедур, определенных законом о приватизации, и возможность передачи функций продавца приватизируемого федерального имущества юридическим лицам.
В течение 2013 г. было проведено 6 сделок с акциями крупнейших акционерных обществ, осуществленных с привлечением инвестиционных консультантов на основании решений Правительства РФ на общую сумму более 286 млрд руб.
В их числе следует назвать завершение сделки по продаже акций, составляющих 55% уставного капитала ОАО «Ванинский морской торговый порт» за 15,5 млрд руб., продажу 5,66% акций ОАО «НК «Роснефть» в пользу BP на общую сумму 148,1 млрд руб. в рамках сделки по приобретению акций TНK-BP, в результате которой денежные средства от приватизации акций ОАО «НК «Роснефть» поступили на баланс ОАО «Роснефтегаз», единственным учредителем которого является Российская Федерация, размещение по открытой подписке дополнительной эмиссии акций ОАО «Банк ВТБ» на 102,5 млрд руб., в результате чего доля государства в капитале банка снизилась с 75,5% до 60,93%, продажу федеральных пакетов акций ОАО ТГК-5 (25,1% уставного капитала за 1,080 млрд руб.) и «Авиакомпания «Сибирь» (25,5% уставного капитала за 1,133 млрд руб.), а также размещение акций Акционерной компании «АЛРОСА» путем публичного предложения широкому кругу инвесторов по международным стандартам. В ходе последней на Московской бирже предлагались 7% акций АК «АЛРОСА», находившихся в федеральной собственности, и 7% акций, принадлежавших Республики Саха (Якутия), а также 2% квазиказначейских акций, которые контролировала сама компания (всего 16% акций). Общая сумма сделки составила 41,3 млрд руб., включая 18 млрд руб. за отчуждаемые из федеральной собственности 7% акций.
Давая обобщенную оценку реализованным в 2013 г. сделкам с акциями крупнейших компаний, можно отметить, что в отличие от двух предшествующих лет в их структуре по объему преобладали те, в результате которых непосредственно бюджет ничего не получал (допэмиссия акций ВТБ, продажа пакета акций «Роснефти» в ходе сделки с ТНК-BP), тогда как в 2011-2012 гг. в числе 7 таких сделок была всего одна такая (допэмиссия акций Объединенной зерновой компании в 2012 г.).
Всего же в 2013 г. были проданы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 148 хозяйственных обществ – без учета 2 продаж акций, осуществлявшихся с привлечением инвестиционных консультантов (в 2012 г. – 265 ед.), в ОАО преобразовано 33 федеральных государственных унитарных предприятия (в 2012 г. – 103 ед.).
Совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2013 г. сократился по сравнению с предшествующим годом почти на 1/3, а с учетом полученных Центробанком России в 2012 г. средств от продажи пакета акций Сбербанка, – более чем наполовину. Тем не менее, их абсолютная величина по своему абсолютному значению (около 209 млрд руб.) стала третьей с начала 2000-х годов после достигнутого в 2012 г. максимума, а также показателей за 2011 г. При этом в структуре совокупных доходов от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2013 г. удельный вес последнего источника вырос с примерно половины до без малого 3/4.
К числу заметных событий в сфере имущественных отношений также можно отнести сделки на рынке корпоративного контроля, связанные с «Роснефтью» (завершение сделки по приобретению компании ТНК-BP, поглощение газовой компании «Итера», соглашение об обмене активами с «Новатэком») и «Газпромом» (появление информации о доведении контролируемого государством (с учетом долей Росимущества, «Роснефтегаза» и «Росгазификации») пакета акций в капитале общероссийской газовой монополии до размера, превышающего 50%, блокирование со стороны ФАС покупки структурами «Газпрома» генерирующей компании «Квадра»), а также решения по реструктуризации ракетно-космической отрасли, аналогичные вариантам, ранее претворенным в отношении авиапромышленности и судостроения, т. е. через создание «Объединенной ракетно-космической корпорации».
Важнейшим событием завершившегося 2013 г. стало утверждение российским правительством новой приватизационной программы на 2014–2016 гг.
Наиболее существенным содержательным отличием от предыдущего аналогичного документа стали серьезные изменения планов приватизации крупнейших компаний. Перечень предполагаемых к приватизации активов в основном остался прежним. Из него выпали «Росагролизинг», «Россельскохозбанк» и ФСК ЕЭС, а добавились «РОСНАНО», «Росспиртпром», «Ростелеком», Государственная транспортная лизинговая компания и два столичных аэропорта.
Но в отличие от приватизационной программы на 2011–2013 гг. в ее версии, датированной июнем 2012 г., сокращение доли участия государства в капиталах многих крупнейших компаний предполагает сохранение корпоративного контроля или, по крайней мере, возможности влиять на процедуры корпоративного управления.
В отношении акционерной компании «АЛРОСА», ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», «Современный коммерческий флот» предел сокращения государственного участия определен в размере 25% плюс 1 акция, применительно к «Русгидро», «Банку ВТБ», «Зарубежнефти», «Объединенной авиастроительной корпорации» – 50% плюс 1 акция, в отношении «Российских железных дорог», «Транснефти», «Уралвагонзавода», «Государственной транспортной лизинговой компании» и «Объединенной судостроительной корпорации» – 75% плюс 1 акция. В ряде случаев период снижения доли государства до указанных пороговых значений выходит далеко за пределы 2016 г.
Участие ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ» в уставном капитале нефтяной компании «Роснефть» предполагается сократить до 50% плюс 1 акция до 2016 г. В отношении возможного сокращения доли государства в ОАО «Банк ВТБ» ниже 50% плюс 1 акция в программе заявлено, что оно будет осуществляться с координацией мероприятий по сокращению государственного участия в ОАО «Сбербанк России», хотя новый глава Центробанка РФ сообщала об отсутствии у ЦБ РФ планов сокращения участия Российской Федерации в капитале Сбербанка.
Прекращение участия государства в капитале в 2014–2016 гг. заявлено для 7 компаний («Росспиртпром», Объединенная зерновая компания (ОЗК), РОСНАНО, «Ростелеком», «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), «Аэропорт Внуково», «Международный аэропорт «Внуково»), из которых в прежней приватизационной программе лишь ОЗК и МАШ имели такую перспективу до 2016 г.
Прекращение участия государства в капитале каждой из этих компаний с большой долей вероятности будет вызывать определенные вопросы. Тем более, что прогноз основных поступлений от приватизации за счет акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, в количественном выражении в приватизационной программе отсутствует. Возможность ее практической реализации находится в тесной зависимости от макроэкономической ситуации (например, вероятность наступления рецессии) и состояния фондового рынка, особенно в связи с экономико-политическим фоном, сложившимся в I квартале 2014 г.
Георгий Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления