Приватизационный процесс и состояние имущественных отношений в 2012 г.

Четверг, 25.04.2013, 00:00

Содержание приватизационного процесса в российской экономике в 2012 г. определялось действием принятого еще в конце ноябре 2010 г. прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011–2013 гг.



На протяжении всего периода действия этого документа в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Минувший год в этом смысле оказался особенно богат на события: было издано 24 соответствующих нормативно-правовых акта против 11 в 2011 г.

Наиболее важным содержательным отличием от первоначальной версии стала серьезная радикализация приватизационных планов применительно к крупнейшим компаниям, где государством допускалось уменьшение своей доли в капитале, за счет внесения определенности в отношении его сроков и масштаба, а также расширения перечня предлагаемых к приватизации активов.

В отношении 6 из 10* компаний, изначально включенных в приватизационную программу, заявлено о прекращении участия государства в их капитале до 2016 г. («Современный коммерческий флот», «Банк ВТБ», «Объединенная зерновая компания», «Росагролизинг», «Федеральная гидрогенерирующая компания – Русгидро»,  «Россельскохозбанк»). По ним всем, кроме «РусГидро» ФСК ЕЭС, определены миноритарные и блокирующие пакеты акций, подлежащие продаже в 2012-2013 гг.

К компаниям, изначально включенным в приватизационную программу, добавились «Зарубежнефть», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Международный аэропорт Шереметьево», «Аэрофлот», «АЛРОСА» (с прекращением участия государства в их капитале до 2016 г.), «Транснефть», «Уралвагонзавод» (с сокращением доли государства до 75% плюс 1 акция, как и в случае с ФСК ЕЭС), Объединенные судостроительная и авиастроительная корпорации (до 50% плюс 1 акция).

Помимо этого предполагается уменьшение доли государства в капитале ОАО «РОСНАНО» до 90% путем выпуска и размещения дополнительных акций, а начиная с 2013 г. отчуждение акций «Роснефти» с прекращением участия в капитале данной компании к 2016 г. ОАО «Роснефтегаз» (при допущении его роли в качестве инвестора при приватизации компаний ТЭКа до начала 2015 г. при условии представления программы финансирования этих сделок, предусматривающей использование дивидендов от акций компаний, находящихся в собственности указанного  АО).

Крупнейшей приватизационной сделкой минувшего года стала продажа в сентябре 7,58% акций Сбербанка, находившихся в собственности ЦБ РФ, за 159,3 млрд руб. Далее в этом ряду стоят осуществленные с помощью определяемых правительством частных продавцов (в основном инвестиционных банков) продажи федеральных пакетов акций АО «СГ-Транс» (все 100% акций за 22,77 млрд руб.), Ванинского морского торгового порта (Хабаровский край) (73,33% обыкновенных акций или 55% уставного капитала за 15,5 млрд руб.), ОАО «Апатит» (26,67% акций, что составляет около 20% от уставного капитала за 11,1 млрд руб.), Мурманского морского торгового порта (25,5% акций за 2,5 млрд руб.), а также реализация в ходе дополнительной эмиссии доли (50% минус 1 акция) в «Объединенной зерновой компании» за 5,951 млрд руб. Всего в 2012 г. в рамках приватизации было продано 273 пакета акций акционерных обществ, что примерно на четверть меньше аналогичной величины за предшествующий 2011 г. (359 АО, в 2010 г. – 134 АО). Таким образом, этот показатель, хотя и превосходит результаты, достигнутые в кризисный период 2008–2010 гг., но уступает уровню 2006–2007 гг.

Коренным отличием приватизационного процесса в 2012 г. от предыдущего года стал возникший впервые за несколько лет довольно негативный фон.

В принципе катализатором его появления можно считать известные осенние события вокруг компании «Оборонсервис», но большую лепту в него внесло и то, что происходило в связи со сделками по продаже активов, считавшихся инвестиционно привлекательными. В частности, оспаривались итоги закрытой подписки на акции «Объединенной зерновой компании» (ОЗК)  и приватизации компании «СГ-Транс». Еще больший резонанс ввиду объявленного на уровне высшего политического руководства страны курса на повышение прозрачности и деофшоризацию экономики вызвала перепродажа госпакета акций Ванинского морского торгового порта компанией «Мечел», о которой стало известно в январе 2013 г., спустя уже полтора месяца после покупки этого актива у государства.

По данным, приведенным главой Минэкономразвития РФ в выступлении на заседании российского правительства 7 февраля 2013 г., общий объем поступлений от управления имуществом в 2012 г. составил 433,6 млрд руб., из которых на поступления от приватизации пришлось 201,5 млрд руб. Можно предположить, что последняя величина представляет сумму поступлений от продажи акций (43,9 млрд руб.), относимых к источникам финансирования бюджетного дефицита, и средств, полученных ЦБ РФ от продажи акций Сбербанка, в размере, определенном как разница между суммой выручки от продажи указанных акций (159,3 млрд руб.) и их балансовой стоимостью, за вычетом суммы расходов, связанных с продажей указанных акций, с соответствующим уменьшением подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли, полученной ЦБ РФ по итогам 2012 г. По своей абсолютной величине результаты 2012 г. являются максимальными за все 2000-е годы не только в части доходов от приватизации (продажи) государственного имущества, но и доходов от его использования, которые определяются в основном рекордным перечислением дивидендов (212,6 млрд руб.).

К числу заметных событий в сфере имущественных отношений также можно отнести осуществление крупнейшей для российского рынка слияний и поглощений сделки по приобретению «Роснефтью» компании ТНК-BP (завершена в марте 2013 г.) и принятые в ноябре 2012 г. решения по изменению конфигурации государственного присутствия в электроэнергетике, которые предусматривают переименование Холдинга межрегиональных сетевых компаний (доля государства – 54,52%) в ОАО «Российские сети» с внесением в его уставный капитал почти всего федерального пакета акций ФСК ЕЭС (79,55%) в порядке оплаты размещаемых «Российскими сетями» дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. В отношении ОАО «Русгидро» также предполагается увеличение уставного капитала при определении минимально возможной доли государства в 60,5%. В качестве вклада государства планируется использовать пакеты акций 4 ОАО (2 миноритарных и 2 блокирующих) и денежные средства в размере не более 50 млрд руб. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012 г.

Озвученные на протяжении первых месяцев текущего года прогнозы приватизационных доходов находятся в довольно широком диапазоне: 60 млрд руб. по оценке Минфина и 100 млрд руб. по оценке Минэкономразвития (вместо 427 млрд руб., как анонсировалось в пояснительной записке к Проекту федерального бюджета на 2013 г. и плановый период 2014-2015 годов, вносившемуся осенью прошлого года в парламент). Реализация подготовленных в середине марта в Минэкономразвития предложений по расширению плана приватизации может принести до 1 трлн руб. в случае дополнительной продажи пакетов акций пяти крупных компаний. Однако ухудшение макроэкономической ситуации (например, вероятность наступления рецессии) может негативно сказаться на реализации приватизационной программы.

Г.Н. Мальгинов – к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления.


* «Современный коммерческий флот», «Банк ВТБ», «Объединенная зерновая компания», «Росагролизинг», «Федеральная гидрогенерирующая компания – Русгидро»,  «Россельскохозбанк», Сбербанк, «Российские железные дороги», Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС), «Роснефть».