Среда, 31.03.2010, 00:00
Предварительные итоги 2009 г. подтвердили ранее высказывавшиеся предположения о негативном влиянии финансово-экономического кризиса на ход приватизации.
Приватизационная программа завершившегося года столкнулась с резким сокращением платежеспособного спроса вследствие ухудшения инвестиционных возможностей потенциальных покупателей государственного имущества, что привело к срыву целого ряда продаж. Некоторое увеличение их активности наметилось только с конца лета – начала осени. В сложившихся условиях было принято решение об отказе от проведения повторных аукционов, а также от продажи объектов с понижающейся ценой и без объявления цены, так как их проведение, с одной стороны, не позволило бы обеспечить требуемый уровень доходов бюджета, а с другой – повлекло бы продажу по заниженным ценам.
Всего же по данным, обнародованным Руководителем Росимущества Ю.А. Петровым в выступлении перед депутатами Государственной Думы в рамках «правительственного часа» 24 февраля 2010 г., Росимущество выручило от приватизации государственной собственности 1,93 млрд руб. (для сравнения: годом ранее эта величина составляла 7,19 млрд руб.). В 2009 г. было приватизировано всего 52 пакета акций (в 2008 г. – 209), из них половину (26) составили акции, продажи которых были объявлены в соответствии с прогнозным планом приватизации предыдущего года (в 2008 г. таковых было 135).
Значительно упали доходы, являющиеся прямыми производными от результатов текущей хозяйственной деятельности: дивиденды от акционерных обществ (АО) с долей государства в капитале и часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов). На этом фоне относительно благополучно смотрелась ситуация с доходами от сдачи в аренду федерального имущества (незначительное сокращение) и земли (рост), когда государство является получателем арендной платы, не будучи вовлеченным в организацию бизнес-процессов компаний-арендаторов, взаимоотношения с которыми определяются на основании договоров, заключаемых, как правило, на определенный срок по заранее оговоренным ставкам.
Однако в целом, в отличие от 2008 г., доходы из возобновляемых источников перестали играть роль буфера: они лишь немного превысили аналогичные показатели начала 2000-х годов, когда только разворачивалась работа по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ 1999 г. Доходы от приватизации и продажи различного имущества и вовсе оказались минимальными за все 2000-е годы.
Основными тенденциями имущественных отношений в 2009 г. стали:
Содержание предпринятых государством антикризисных мер допускает тот или иной приватизационный сценарий, находящийся в тесной зависимости от перспектив выхода российской экономики из финансово-экономического кризиса и необходимости покрытия бюджетного дефицита, что нашло свое выражение в широкой вариативности параметров приватизационной программы на текущий год.
Несмотря на первоначальные оптимистические оценки о том, что в 2010 г. от продажи федерального имущества может быть получено около 100 млрд руб., она не выглядит слишком радикальной. Федеральный бюджет от приватизации должен получить 18 млрд руб. Однако в случае принятия Правительством РФ решений о приватизации акций и иного имущества, имеющего высокую инвестиционную привлекательность, объем доходов от продажи федерального имущества может превысить 70 млрд руб.
В этом русле находятся подготовленный в конце 2009 г. Минэкономразвития РФ пакет поправок в действующий закон о приватизации, нацеленных на расширение временного горизонта приватизационной программы на плановый период, совершенствование информационного обеспечения приватизации и возможность применения электронных торгов при совершении приватизационных процедур, а также предложения о радикальном сокращении перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, обнародованные ведомством в конце марта.
Г.Н. Мальгинов – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления