Четверг, 14.05.2015, 12:06
За несколько дней до майских праздников в Госдуму РФ был внесен проект федерального закона, предусматривающий дифференциацию ставки единого сельскохозяйственного налога в интервале от 0 до 6%.
Данный налоговый режим установлен на федеральном уровне, но право дифференцировать ставку предлагается предоставить субъектам Федерации. Льготная налоговая ставка может быть введена, исходя из вида производимой сельскохозяйственной продукции, средней численности работников, предельного размера доходов от реализации. При этом какие-либо ограничения на действие меры не предполагаются: ставка может быть снижена на один или несколько последовательных налоговых периодов.
На наш взгляд, необходимость в дифференциации ставки по ЕСХН назрела давно, поскольку в России условия ведения сельского хозяйства в одних регионах гораздо благоприятнее, чем в других, что при одинаковых видах деятельности означает объективно разную степень сложности получения налогоплательщиком дохода. Поэтому данный фактор должен учитываться при налогообложении доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, дифференциация ставки и ее обнуление – это разные меры. Если в первом случае можно говорить об учете объективных обстоятельств при установлении налогового бремени, то во втором случае речь идет о «налоговых каникулах», введение которых само по себе требует проработки сферы их действия и, по нашему мнению, нецелесообразно, так как за последние три года наблюдается динамика роста поступлений единого сельхозналога (с 3,7 млрд руб. в 2012 г. до 4,7 млрд руб. по итогам 2014 г.).
При этом стимулирующий эффект должен присутствовать, поскольку количество субъектов, применяющих ЕСХН по итогам 2013 г. не превышает и 100 тыс., хотя еще в 2011 г. их было на 50 тыс. больше. Однако размер ставки должен меняться в пределах от 3 до 6% с тем, чтобы стимулировать налогоплательщиков к осуществлению социально значимых и востребованных обществом видов деятельности в сфере сельского хозяйства, но так, чтобы получение льготы не становилось приоритетнее самой деятельности, поскольку в этом случае возникают предпосылки для уклонения от уплаты налогов.
ЕСХН – это изначально льготный налоговый режим. Ставка в размере 6% применяется к прибыли налогоплательщика, что делает этот режим благоприятнее даже упрощенной системы. На этом фоне чрезмерное снижение налоговой нагрузки означает наложение льготы на льготу, что противоречит принципу эффективности налогообложения. Поэтому характер предлагаемых изменений в случае их реализации должен носить умеренный характер.
Владимир Громов – к.э.н., старший научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС