В конце октября текущего года на рассмотрение Государственной Думы был вынесен проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (законопроект № 157491-6)1.
В нем предлагается полностью освободить от уплаты всех федеральных налогов российские организации, образованные и зарегистрированные в субъектах Дальневосточного федерального округа (ДФО), и физических лиц – граждан Российской Федерации, как постоянно проживающих, так и зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей на территории данных субъектов.
В действующем налоговом законодательстве установлено 8 федеральных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина (ст. 13 НК РФ).
По замыслу разработчиков законопроекта, эти меры необходимы прежде всего для экономической поддержки Дальнего Востока, повышения благосостояния проживающего там населения, а также решения проблем, связанных с низким уровнем заселенности территории. Предполагается, что благоприятные налоговые условия послужат стимулом для переселения граждан России, проживающих в других регионах, в субъекты ДФО. Данный округ включает в себя 9 субъектов федерации: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ
2.
Замысел разработчиков законопроекта представляется неудачным, т.к. полное освобождение налогоплательщиков и плательщиков сборов от федерального налогообложения в нескольких субъектах создаст крайне неравные условия по сравнению со всеми остальными субъектами Российской Федерации, что противоречит основным принципам налогообложения и чревато существенным ростом затрат на администрирование и исполнение налогоплательщиками требований налогового законодательства.
Российская налоговая система основана на принципах всеобщности и равенства налогообложения, которые закреплены в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ. Первый не допускает исключения кого-либо из участия в процессе финансирования государственных расходов, а второй означает равенство перед налоговым законодательством всех плательщиков налогов и сборов. Принятие мер, предусмотренных законопроектом, неизбежно эти принципы нарушит, что, в свою очередь, серьезно исказит нейтральность, справедливость и эффективность налогообложения.
Если представленный законопроект будет принят, в стране возникнет внутренний оффшор, т.е. территория не только с крайне льготным налогообложением, но и с ограничениями для контроля за деятельностью зарегистрированных на ней лиц, что усугубляется размытым периметром предлагаемых налоговых освобождений. Так, организациям для получения налоговых освобождений требуется всего лишь зарегистрироваться на территории одного из субъектов Дальневосточного федерального округа. Для физических лиц установлено требование их постоянного проживания на Дальнем Востоке, однако законопроект не дает ответа на вопрос, как на практике можно проверить соблюдение данного требования, и не предлагает никакого механизма такой проверки. Только в отношении индивидуальных предпринимателей установлено требование осуществлять предпринимательскую деятельность на соответствующей территории. Однако и этого требования может быть недостаточно, так как при ведении деятельности одновременно в разных федеральных округах доля деятельности, осуществляемой именно на Дальнем Востоке, может быть крайне мала и, в принципе, вообще может быть «декорацией», созданной налогоплательщиком просто для того, чтобы оптимизировать налоговые обязательства. Из этого следует, что предлагаемый законопроект носит скорее декларативный характер, но сам при этом технически не проработан.
Возможности для налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения возникают в силу того, что лиц, не признаваемых налогоплательщиками (в частности, НДС и налога на прибыль организаций), фактически нельзя привлечь к налоговым проверкам. При этом лица, не освобождаемые от налогов, могут вступать в сделки с освобожденными, зарегистрированными на Дальнем Востоке, в целях концентрации у последних налоговой базы и снижения размера собственных налоговых обязательств. Для пресечения подобных действий со стороны налогоплательщиков государству потребуется проводить тотальный контроль цен совершаемых сделок, что потребует существенного увеличения кадрового состава налоговых органов и приведет к росту затрат на администрирование до неприемлемого уровня.
Кроме того, не исключено, что территория Дальнего Востока в случае принятия рассматриваемого законопроекта станет местом регистрации фирм-однодневок, которые будут создаваться с целью уклонения от налогообложения лицами, деятельность которых вообще никак не связана с данным регионом и его развитием. Распространение этого явления чревато ухудшением инвестиционного климата не только в субъектах ДФО, но и в стране в целом. Это объясняется тем, что в условиях, когда конкурентоспособность одних лиц поддерживается за счет незаконного снижения налоговых обязательств, другим – добросовестным налогоплательщикам – труднее работать. Вместе с повышенными рисками споров с налоговыми органами и возможными показательными процессами при выборочном правоприменении это снизит стимулы к реализации бизнес-проектов на территории нашей страны.
Одновременно с этим в законопроекте отсутствует последовательность в предлагаемых мерах, поскольку круг плательщиков, освобождаемых от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, практически ничем не ограничен. Это связано с тем, что освобождение по данному налогу предлагается предоставить исходя из места добычи полезных ископаемых – по факту его расположения на территории субъектов ДФО. В результате связь налогового освобождения с экономической поддержкой Дальнего Востока становится формальной: добычу могут вести лица, зарегистрированные совсем в других субъектах, не входящих в состав указанного округа, поэтому адресность меры теряется. То же самое относится и к водному налогу.
Важно отметить, что избирательное снижение уровня налоговой нагрузки подорвет конкурентоспособность налогоплательщиков, уплачивающих налоги по правилам обычного налогового режима. В то же время снизится конкурентоспособность и освобожденных налогоплательщиков, работающих с поставщиками и покупателями, уплачивающими НДС. Последние не смогут принимать к вычету налог на добавленную стоимость и в связи с этим будут искать других поставщиков, от налога на добавленную стоимость не освобожденных. При этом невозможность для освобожденных лиц принять к вычету входящий НДС приведет к росту цен на реализуемую продукцию как следствие включения налога в состав затрат.
Кроме того, неравные условия налогообложения усложнят взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ряд других регионов, не получивших аналогичную поддержку, вероятно, станут требовать от федеральных властей предоставления им не меньших налоговых послаблений, ссылаясь на несправедливость избирательной налоговой политики, проводимой в отношении регионов. Поэтому принятие законопроекта, скорее всего, приведет к новым законодательным инициативам такого же рода, исходящих от субъектов других федеральных округов. Причем не обязательно даже, что это будут только регионы с действительно низкой бюджетной обеспеченностью.
С позиции государства, принятие рассматриваемого законопроекта нецелесообразно и потому, что приведет к значительным суммам потерь налоговых доходов
3. Вместе с тем механизм их компенсации не предусмотрен. А это значит, что государство на эти суммы будет вынуждено сократить финансирование бюджетных расходов. Как известно, налоги служат источником финансовых ресурсов для создания общественных благ для населения, и в этом смысле снижение налоговых доходов ударит по населению. Если в целях компенсации выпадающих доходов будет принято решение поднять налоги в регионах других федеральных округов, то это в свою очередь ударит не только по населению, но и по бизнесу, и только ухудшит условия для ведения экономической деятельности в стране.
Но даже в случае принятия данных мер необходимо учитывать, что они должны быть временными и рано или поздно их надо будет отменять. Из-за этого может возникнуть ряд явлений, которые негативно повлияют на экономическую обстановку в регионах Дальнего Востока. Так, налогоплательщики, привыкшие работать в чересчур льготных налоговых условиях, после их отмены не будут адаптированы к ведению бизнеса в обычных условиях, в том числе с учетом конкуренции. Некоторые налогоплательщики примут решение уйти в тень для снижения уровня налоговой нагрузки. Другие, не выдержав роста налогового бремени, будут вынуждены прекратить свою деятельность. В результате государство окажется заложником своих же мер, поскольку их отмена будет означать сильное падение экономической привлекательности и репутации регионов Дальнего Востока.
Существующие проблемы необходимо решать, но не в противоречие с базовыми принципами налогообложения.
В.В. Громов – научный сотрудник лаборатории налоговой политики
1 См.:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&A86FB3423D5D184F43257AA00049F575.
2 Следует отметить, что в самом законопроекте, видимо, допущена ошибка, так как Камчатский край именуется в нем Камчатской областью.
3 Согласно финансово-экономическому обоснованию данного законопроекта (см.:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&B49D888F3A80709843257AA0004A1B14) государство будет ежегодно терять 40 млн руб. Однако данная цифра представляется заниженной, потому что не учитывает потери от налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения со стороны лиц, непосредственно не ведущих деятельность на Дальнем Востоке, но использующих связи с лицами, получившими налоговое освобождение. При этом указанная сумма потерь рассчитана исходя из зафиксированного числа лиц, зарегистрированных на Дальнем Востоке, в случае увеличения их числа суммы недополученных налогов будут больше.