Четверг, 28.11.2013, 15:32
27 ноября Росстат опубликовал данные об оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов власти за 9 месяцев 2013 г.
Из этих данных следует, что за этот период средняя зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах власти выросла на 34,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в администрации президента – на 67,7%, в аппарате правительства – на 72,6%, а в верхней и нижней палате российского парламента – примерно на 36,2%. При этом средняя зарплата по стране в январе–сентябре 2013 г. выросла только на 14,8% по сравнению с январем–сентябрем 2012 г.
Нами уже подчеркивалось, что повышение зарплат чиновников само по себе, в принципе, не так уж вредно, поскольку является одним из элементов мотивации госслужащих к более эффективной работе. Вместе с тем, как показывает анализ опыта реформирования государственной службы в странах ОЭСР, такое повышение не может не сопровождаться другими мерами по повышению результативности работы чиновников, в том числе оптимизацией их численности. Не говоря уже о том, что экономической теорией расходы на государственное управление считаются контрпродуктивными с точки зрения влияния на темпы экономического роста .
Однако существенных шагов по реформированию госслужбы в России пока не наблюдается. Таким образом, на наш взгляд, в условиях нынешней ситуации в российской экономике, которая переживает как минимум стагнацию, фактические данные о динамике зарплат чиновников, а также планируемое их повышение до 2016 г. не могут не сказаться негативно на уровне доверия населения к обещаниям властей относительно проведения реформ, направленных на предотвращение грозящей рецессии, и выведение экономики России на более высокую долгосрочную траекторию экономического роста.
М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития