Дополнительные 2% страховых взносов планируется направить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Выступая перед Государственной Думой, В.В. Путин сформулировал планы по их использованию следующим образом: «Предлагается создать в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования специальный резерв средств в объеме, как раз равном 2%-ному увеличению страховых взносов, которые будут зачисляться в систему ОМС с 1 января 2011 г. Для этого мы внесем изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании, что позволит обосновать обособленность этого резерва […] Эти средства будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения с учетом индивидуальных особенностей территорий»3. Далее было пояснено, что в рамках модернизации здравоохранения за счет дополнительных поступлений будут профинансированы ремонт лечебных учреждений, их переоборудование и повышение качества медицинских услуг гражданам.
При этом предлагается закрепить в законопроекте ряд льгот по уплате социальных взносов. Так, суммарная нагрузка на фонд оплаты труда для инновационных организаций, резидентов технико-внедренческих зон, малых предприятий при вузах и научных центрах до 2020 г. составит 14%, для СМИ – 26% в 2011 г. с постепенным повышением в течение последующих 4 лет. Но по общему правилу с 1 января 2011 г. суммарные объемы социальных взносов, уплачиваемых организацией, увеличатся с нынешних 26% уже не на 6, а на 8 процентных пунктов.
Несмотря на то, что указанные 34% будут взиматься не с прибыли организации, а с ее фонда оплаты труда, даже 2%-ная дополнительная нагрузка на бизнес может оказать отрицательное влияние, особенно в период выхода из экономической рецессии и в условиях нехватки оборотных средств.
Сам Председатель Правительства РФ оценивает дополнительные поступления в ФОМС, обеспеченные его решением, в объеме 460 млрд руб. в течение ближайших двух лет. В этих условиях общество – и прежде всего бизнес-сообщество как основной поставщик этих дополнительных доходов – вправе быть проинформированным о том, каким образом, во-первых, будут определяться принципы распределения средств между конкретными лечебными учреждениями, а во-вторых, будет реально обеспечено целевое использование соответствующих финансовых ресурсов. Разумеется, оба вопроса выходят за рамки темы собственно повышения страховых взносов в ФОМС, однако без однозначного и приемлемого ответа на каждый из них даже 2% дополнительных сборов с фонда оплаты труда организаций останутся не более чем дополнительным и неоправданным тормозом для выхода российского бизнеса из рецессии.
Д.А. Казанцев – старший юрист-аналитик лаборатории экспертизы и разработки нормативно-правовых актов
1 По материалам официального сайта Правительства РФ о заседании Правительства 22 апреля 2010 г.:
http://premier.gov.ru/events/news/10308/.
2 По материалам официального сайта Правительства РФ о ежегодном отчете Председатель Правительства о деятельности Правительства, представленном Государственной Думе 20 апреля 2010 г.:
http://premier.gov.ru/events/news/10291/.
3 См. там же.