Повышение ликвидности уже не будет способствовать экономическому росту

Понедельник, 07.04.2014, 20:00

Последние события на международной арене дали ясно понять, что за реализацию внешнеполитического курса приходится платить немалую цену. Непредвиденное увеличение оттока капитала, вызванное ростом политических рисков вокруг России, произвело эффект домино на финансовом рынке и вокруг него.


Падение капитализации российских компаний на торговых площадках вызвало необходимость незапланированной реструктуризации кредитов, выданных под залог собственных акций, и изменение кредитной политики в среднесрочной перспективе. Резкое падение курса рубля наряду с повышением его волатильности привело к необходимости корректировки параметров денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики государства, изменению структуры экспортно-импортных операций и дестабилизации банковской системы, которая в условиях критически важной роли кредитных ресурсов в обеспечении роста экономики, оказывает значительное влияние на уровень благосостояния каждого жителя России.


История последних лет показала, что правительство и Банк России обладают достаточным количеством инструментов для преодоления и сглаживания последствий резкого оттока капитала, как по причине нестабильности на финансовых рынках, так и военно-политических конфликтов. Современная ситуация во многом схожа с событиями, происходившими на валютном и фондовом рынках, а также в банковской системе в конце прошедшего десятилетия. При этом необходимо отметить, что причины мирового финансово-экономического кризиса носят циклический характер, которые сопряжены со структурными дисбалансами ведущих экономик и долговыми проблемами развитых государств.


Настоящее состояние российского финансового рынка в целом и банковской системы в частности является свидетельством структурных проблем российской экономики и следствием роста комплекса политических рисков. Если вопрос повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо рассматривать в контексте решения структурных и институциональных задач, то управление международным политическим риском, связанным с вхождением новых регионов в состав России, и анализ его влияния на финансовую стабильность целесообразно проводить, прежде всего,  на основе оценки участия иностранного капитала в финансовой системе страны.


По состоянию на 1 января т.г. задолженность российских коммерческих банков перед иностранными кредиторами составила 215 млрд долларов США или около 12% от общего числа пассивов банков, что говорит о незначительной зависимости российской банковской системы от иностранных кредиторов. Общая задолженность корпоративного сектора перед иностранными кредиторами на указанную дату составила 435 млрд долларов США или порядка 23% от ВВП, что также можно считать достаточно низким показателем, учитывая высокий уровень задолженности перед контролируемыми российскими акционерами компаниями в зонах льготного налогообложения.


Таким образом, возможное снижение доступности фондирования на международных рынках капитала не несет серьезных рисков для российской финансовой системы, так как может быть компенсировано за счет ресурсов внутреннего рынка межбанковского кредитования, а также инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка, которая должна совершенствоваться в направлении повышения прозрачности и консолидации многочисленных инструментов управления уровнем ликвидности.


В связи с тем, что потенциальный и фактический объем производства в России находится на минимальном уровне, представляется, что стимулирующие меры денежно-кредитной политики, в том числе внедрение инструмента, который позволит предоставлять банкам рефинансирование на длительный срок под залог инвестиционных проектов, способны привести к минимальному и неустойчивому экономическому росту в долгосрочной перспективе при повышении инфляционных ожиданий и волатильности валютного курса.


Юрий Кондрашин – эксперт Центра структурных исследований