Среда, 16.04.2014, 12:23
15 апреля Минэкономразвития представило так называемый черновой вариант среднесрочного прогноза развития российской экономики, в том числе прогноз параметров, обеспечивающих реализацию до 2017 г. «майских указов» президента РФ.
Напомним, что майские указы В. Путина – это указы, подписанные президентом после инаугурации в 2012 г. и определяющие план социально-экономического развития России. При этом, как отметил Владимир Путин в декабре 2013 г., выступая с очередным Посланием Федеральному Cобранию, «изменение экономической конъюнктуры – не повод говорить о том, что у страны нет средств на реализацию указов». Иными словами, выполнение данных указов должно быть обеспечено при любом развитии экономической ситуации в стране, о чем, собственно, и говорится в новом прогнозе МЭР.
Итак, согласно новому, «сверхоптимистическому» сценарию развития экономики РФ, экономический рост в 2014 г. должен составить 2,7%, а в 2015 г. – 9,8% по сравнению с предыдущим периодом. Для реализации этого прогноза инвестиции в основой капитал уже в 2014 г. должны вырасти на 5%, а в 2015 г. – на 31%. Такой рост инвестиций эквивалентен 6 трлн руб. в номинальном выражении (т.е. порядка 8,6% ВВП), или совокупному объему средств, содержащихся на настоящий момент в российских суверенных фондах (см. Рис. 1).
Источник: Минфин России.
Рис. 1. Совокупный объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, млрд руб. и долл. США, 2008–2014 гг.
Мы разделяем мнение экспертного сообщества о том, что с учетом ухудшения инвестиционного климата, масштабным оттока капитала и отсутствием фундаментальных факторов роста цифры, представленные МЭР-ом вызывают, по крайней мере, удивление.
Резкий скачок инвестиций в нынешней ситуации представляется малореалистичным. В то же время чистый отток капитала из экономики РФ только в I квартале, по данным ЦБ РФ, составил 50,6 млрд долл. США, что больше аналогичного показателя предыдущего года почти в 2 раза; в 2014 г. в целом прогнозируется отток капитала до 100 млрд. долл. Рост привлекательности российской экономики для инвесторов с учетом политических событий вряд ли возможен.
Что касается растраты средств суверенных фондов в пользу «экономического чуда» России, то подобное решение Минфин России вряд ли поддержит, особенно с учетом нестабильной бюджетной ситуации и сильной зависимости бюджетных доходов от динамики нефтяных цен, которые, как показывает в своих прогнозах МВФ, с нынешних 108 долл./барр. к 2019 г. могут упасть до 91 долл./барр. (см. Рис. 2).
* прогноз МВФ.
Источник: МВФ, World Economic Outlook database, April 2014.
Рис. 2. Цена на нефть марки Брент в 2000–2019 гг., долл./барр.
При этом МЭР подчеркивает, что подобный сверхоптимистичный прогноз является не планом действий, а предположением, которое, по словам А. Клепача, «показывает, что должно произойти, чтобы мы смогли выйти на реализацию указов президента». Тем не менее, на наш взгляд, представлять сообществу столь странные и необоснованные цифры не вполне корректно, даже если речь идет о выполнении президентских указов. За любым показателем должна стоять четкая логика, учитывающая как текущую экономическую ситуацию, так и потенциальные возможности роста экономики в будущем. Кроме того, должны быть просчитаны все возможные последствия от реализации той или иной меры. Пока что, как неоднократно подчеркивается, потенциала для почти 10%-го роста экономики России в обозримой перспективе не наблюдается, а возможные последствия действий, направленных на достижение этого показателя, могут оказаться крайне болезненными.
Мария Казакова – к.э.н., зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости