Понедельник, 07.12.2009, 14:17
В последнее время в России большой популярностью пользуются лекции, тренинги, семинары и другие краткосрочные образовательные программы, цель которых – удовлетворение потребностей граждан и экономики в профессиональном образовании.
Существует большое количество организаций, оказывающих подобного рода услуги. Кроме того, фактически возникла профессия бизнес-тренера, основная деятельность которого состоит в проведении тематических лекций, тренингов, семинаров для бизнеса и граждан.
Правительство РФ разработало Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505), которые регулируют отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования.
Под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образовательный процесс подразумевает наличие образовательной программы (основной или дополнительной) и соответствие содержания обучения этой программе (статьи 7, 8, 9 Закона).
Например, в соответствии с п. 8 ст. 9 Закона дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Но оказание дополнительных образовательных услуг (проведение семинаров, тренингов и лекций), осуществляемое любой организацией, вовсе не предполагает наличие какой-либо образовательной программы и соответствие содержания обучения этой программе. А значит, так популярные сегодня семинары, тренинги и лекции остались за рамками регулирования Правил оказания платных образовательных услуг.
Это же подтверждает и п. 3 Правил, в котором указано, на кого они распространяются. Применительно к юридическим лицам Правила распространяются на образовательные учреждения, образовательные и научные организации (обучение в аспирантуре). Образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (статья 11.1 Закона). Как видим, в Правилах не упомянуты коммерческие организации, которые в настоящее время активно участвуют в оказании дополнительных образовательных услуг, не требующих лицензирования (пункт 2 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277).
Таким образом, большая доля рынка платных образовательных услуг остается неурегулированной.
В.В. Антипов – юрисконсульт Научного направления «Правовые исследования»