Среда, 22.07.2015, 09:26
В конце июня российское правительство одобрило внесенные Минфином «Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
Однако еще не приняты окончательные решения по ряду ключевых вопросов, не определены подходы к индексации социальных расходов, до конца не урегулированы разногласия между финансово-экономическим и социальным блоками правительства.
В Минфине решили задать объем расходов федерального бюджета на 2016 г. на минимальном уровне, определенным Бюджетным кодексом (величина, утвержденная на 2016 г. действующим Законом о федеральном бюджете на 2015-2017 гг. без учета условно утвержденных расходов), т.е. 15,9 трлн руб. или 19,2% ВВП при дефиците в 2,4% ВВП. На 2017 г. объем расходов утвержден исходя из «бюджетного правила» на уровне 16,7 трлн руб. (или 18,3% ВВП), а на 2018 г. – 16,6 трлн руб. (или 16,7% ВВП).
Обоснована ли такая политика? Важно понимать, что в докризисный период 2005-2008 гг. объем расходов федерального бюджета находился на уровне 16-18% ВВП, далее произошел рост до 22-25% ВВП в 2009-2010 гг. в силу необходимости финансирования антикризисных действий правительства, а в дальнейшем, после некоторого снижения в 2011 г. При этом фактически использование резервов началось еще в 2013 г., когда в рамках модификации «бюджетного правила» часть нефтегазовых доходов, подлежащих зачислению в Резервный фонд, была направлена на компенсацию снижения (по сравнению с прогнозом) ненефтегазовых доходов. Из-за больших, заметно выше докризисных, расходов в 2012-2014 гг, к началу нового спада в экономике в Резервном фонде не был накоплен достаточный объем средств. В условиях падения доходов федерального бюджета в результате долгосрочного падения цен на нефть почти вдвое — до уровня в 50-70 долл. за баррель, поддержание расходов на прежнем уровне оказывается невозможным.
В целом предложения Минфина в части бюджетных проектировок на 2016 г. предполагают сохранение целого ряда направлений расходов (в т.ч. на образование и здравоохранение) на уровне, близком к объемам 2015 г. при сокращении расходов на оборону на 5,7% и удержанию роста социальных расходов на уровне 16,2% (в номинальном выражении). Сдерживание роста социальных расходов достигается в первую очередь за счет отказа от индексации пенсий на величину фактической инфляции (за предыдущий период).
Надо учитывать, что дальнейшее снижение расходов без проведения структурных реформ создает серьезные риски для экономической и социально-политической стабильности страны уже в перспективе ближайших нескольких лет (в 2017-2020 годах). Без структурных реформ бюджетная политика не будет иметь возможности для маневра, который может понадобиться в 2017-2018 годах, при этом также нивелируется положительный макроэкономический эффект от девальвации рубля.
Это не может быть вопросом, связанным исключительно с формированием бюджета на очередной финансовый год. Однако необходимо уже одновременно с принятием бюджета на 2016 год приступить к проработке конкретных решений в области структуры российской экономики.
Арсений Мамедов - зав. лабораторией бюджетной политики
Комментарий подготовлен на основе статьи Арсения Мамедова в Forbes «Бюджетный маневр: чем опасно формальное сокращение расходов»