Оценка устойчивости федерального бюджета

Вторник, 28.09.2010, 15:55

В сентябре 2010 г. Правительство РФ одобрило основные направления бюджетной политики и характеристики федерального бюджета на 2011–2013 гг., разработанные на основе положений Бюджетного послания 2010 г. В основу бюджетных проектировок были положены задачи обеспечения стабильности бюджетной системы за счет сокращения бюджетного дефицита, содействия инновационному развитию российской экономики, выполнения ранее принятых обязательств в полном объеме. 

 

Наметившиеся тенденции выхода страны из экономического кризиса позволили получить более высокий уровень доходов федерального бюджета, чем ожидалось в прошлом году. Преимущественно это связано с более оптимистическими оценками цен на нефть (75 –78 долл. США за баррель, что на 10 долл. выше прошлогодних оценок), а также ускорением темпов экономического роста в стране. В то же время по-прежнему сохраняется высокая зависимость бюджета от нефтегазовых поступлений, что усиливает риски стабильности государственной финансовой системы в целом. Так, при снижении цен на нефть до 50 долл. США за баррель дефицит бюджета в 2011 г. может вырасти до 6,1 % ВВП, т.е. более чем на 70%. В этих обстоятельствах проведение ответственной бюджетной политики, которая, с одной стороны, обеспечивает необходимую устойчивость финансовой системе страны, а с другой – содействует инновационному развитию, является объективным требованием времени. 


Основными источниками доходов федерального бюджета на ближайшие три года по-прежнему остаются налоговые доходы, обеспечивающие около 55% всех поступлений бюджета. При этом ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов бюджета в пользу роста ненефтегазовых. Кроме того, прогнозируется рост доходов за счет установления задания по дивидендам по акциям акционерных обществ, находящимся в федеральной собственности, и части прибыли ФГУПов, с 49,3 млрд руб. в 2011 г. до 53,3 в 2013 г. Для покрытия дефицита бюджета планируется активно использовать доходы от приватизации (298 млрд руб. в 2011 г. и 309 млрд в 2013 г.). Средства Резервного фонда будут использоваться на финансирование дефицита только в 2011 г в размере 242,3 млрд руб., в результате чего к 2012 г. Резервный фонд будет полностью исчерпан. Средства Фонда национального благосостояния планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (в 2011–2013 гг., соответственно, 5–7,5–10 млрд руб.), что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для финансового обеспечения устойчивости пенсионной системы. 

Несмотря на сокращение дефицита федерального бюджета, на стабильность финансово-бюджетной системы может оказать негативное влияние рост государственного долга (с 11,5% ВВП в 2010 г. до 16,3% в 2013 г.), при этом изменение его структуры в пользу преимущественно внутренних заимствований (в течение 2010–2013 гг. внутренний долг увеличится с 11,5% ВВП до 16,35%, а внешний долг остается на уровне 4% ВВП) свидетельствует о вполне рациональной долговой политике государства.

На фоне довольно непредсказуемой ситуации с доходной частью федерального бюджета расходы, хотя и имеют тенденцию к сокращению в долях ВВП, по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне, более того, в реальном выражении тенденция их сокращения сменится на обратную уже в 2013 г. 

Существуют объективные причины роста расходов. Это, прежде всего, негативная демографическая ситуация, связанная со старением населения, и необходимость социальной поддержки отдельных категорий граждан, что требует принятия дополнительных обязательств государства. Во-вторых, необходимость обеспечение обязательств в сфере образования и здравоохранения, социальных гарантий для военнослужащих, выплаты социальных пособий и компенсаций, индексации зарплат бюджетникам подталкивают совокупные расходы к росту. В-третьих, в соответствии с решением Президента России в рамках реформы правоохранительной системы с 2011 г. финансирование милиции общественной безопасности осуществляется из федерального бюджета. Кроме этого, Правительство РФ вынуждено увеличить расходы по выполнению международных обязательств и обслуживанию государственного долга. 

Увеличение расходов (в % ВВП) ожидается по разделам «Национальная оборона» и «Обслуживание государственного долга», по остальным видам деятельности расходы будут снижаться. 

Предусматривается сокращение числа федеральных целевых программ (с 43 в 2011 г. до 37 в 2012 г.) и объем их финансирования (с 1364,8 млрд руб. в 2011 до 1 080,6 млрд в 2013 г.), что связано как с завершением некоторых из них в ближайшие два года, так и с планируемым снижением цен на строительные материалы. 

С 2011 г. будут финансироваться 5 новых ФЦП и 3 государственные программы, при этом некоторые их них не числятся в приоритетах бюджетной политики, определенных Президентом России. Например, ФЦП «Чистая вода», разработанная, по мнению многих экспертов, под воздействием парламентского лобби, а также «Развитие внутреннего и выездного туризма» вряд ли можно отнести к приоритетам, требующим дополнительного финансового обеспечения в условиях дефицита бюджета, тем более что доля расходов на новые ФЦП составляет почти 20% от общих расходов на ФЦП в 2011–2013 гг. 

Анализ структуры расходов по открытым ФЦП показывает, что при общем снижении объемов финансирования наблюдается увеличение расходов в 2010–2013 гг. только по направлению «инновационное развитие и модернизация экономики» (с 436,5 млрд руб. в 2010 г. до 579, 3 млрд – в 2013 г.), что соответствует положениям Бюджетного Послания. 

Правительству РФ при формировании федерального бюджета 2011–2013 гг. в целом удалось решить задачи, поставленные Бюджетным посланием, по обеспечению сбалансированности бюджета, ограничению тенденций «безответственного» ежегодного наращивания расходов при безусловном исполнении социальных обязательств. В то же время бюджетная система по-прежнему остается в состоянии неустойчивого равновесия, зависящего во многом от конъюнктуры мировых цен на энергоносители, в свете чего наращивание расходов на оборону и на финансовое обеспечение целевых программ, которые не являются приоритетами, не вписывается в общую картину ответственной бюджетной политики. 

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики, 
Т.В. Тищенко – с.н.с. лаборатории бюджетной политики