Опубликован отчет Минобороны за 2013 г.

Понедельник, 27.01.2014, 10:40

В среду, 22 января, на сайте Минобороны России появился отчет за 2013 г. Как указывается его разработчиками, это не обычный ведомственный годовой отчет, который в отличие от некоторых гражданских министерств нашим военным ведомством не публиковался на протяжении минимум последних ста лет, а отчет о выполнении опубликованного в конце июня прошлого года «Плана деятельности Минобороны России по реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, 601, 603, 604, 605».

Отчет состоит из трех основных разделов – пунктов меню: «Военное строительство», «Имущественный комплекс» и «Социальное обеспечение», rроме того, представлено и краткое изложение отчета в табличной форме. Особенности размещения отчета – отсутствие в нем какого-либо упоминания запланированных в июне значений целевых показателей, блокирование доступа на сайте Минобороны к главной странице собственно плана деятельности, по которому ведомство «отчиталось», – несколько затруднили его анализ, но не сделали его полностью невозможным.

Так о чем же хочет нам сообщить военное ведомство и о чем не хочет?

По поводу комплектования Вооруженных сил личным составом отчет сообщает, что «план набора военнослужащих по контракту перевыполнен на 27%» и «общая численность указанной категории военнослужащих составила более 225 тыс. человек». При этом «перевыполненным» планом предусматривалось иметь к концу года 241,4 тыс. военнослужащих по контракту, и разница – недобор в 16 тыс. человек – эквивалентна штатной численности 3 (трех) мотострелковых бригад. Удивительно, но при таком недоборе все целевые показатели по комплектованию сержантского состава, плавсостава подводных сил ВМФ и прочих оказались достигнутыми.

В отчете утверждается, что оснащенность войск современными образцами вооружения и военной техники в целом возросла до 19%, при этом «к концу года составила в стратегических ядерных силах – около 50%, Сухопутных войсках – более 20%, ВВС – около 45%, ВМФ – более 50%, Войсках воздушно-космической обороны – более 60%». Т.е. почти во всех видах и родах Вооруженных сил показатель явно более 20%, а общий результат всего лишь 19%. Вкладом Воздушно-десантных войск и Тыла подобную арифметику не объяснить.

Как и следовало ожидать, своеобразно изложена фактура, касающаяся государственного оборонного заказа (ГОЗ). Из отчета мы узнаем, что «по основным показателям объем выполненных мероприятий по ГОЗ в 2013 г. вырос в сравнении с 2012 г. в 1,5 раза», но собственно объем в рублях так и не назван – какие-либо бюджетные показатели в отчете полностью отсутствуют. Поэтому о размере этой черной дыры в бюджете остается только гадать: то ли она составила всего лишь 895,6 млрд руб. по линии Минобороны, как следовало из выступления вице-премьера Д. Рогозина в Госдуме 11 декабря прошлого года,  то ли уже достигла целых 1 трлн 295 млрд руб., как следует из выступления министра обороны С. Шойгу на Коллегии ведомства в прошедший вторник, 21 января.

Если верить опубликованным накануне данным Минпромторга России по приросту выпуска продукции оборонно-промышленного комплекса в 2013 г., который составил всего лишь 10% (при том, что еще в июне руководство Минэкономразвития России рассчитывало на прирост около 19%), то до 40 п.п. прироста объема ГОЗ Минобороны в прошлом году просто испарились. Как и куда – из отчета Минобороны этого не узнать, несмотря на то, что за неделю до его публикации руководство Минобороны признало, что заключенные контракты по ГОЗ 2013 г. реализованы на 93,4%. Конечно, последующие официальные уточнения и утечки информации в СМИ, подключение Счетной палаты и Генеральной прокуратуры внесут исправления в эту предварительную оценку, но для понимания картины в целом было вполне достаточно принятия в состав ВМФ накануне Нового года уникального серийного подводного стратегического воздухоносца «Александр Невский» или ракетного подводного крейсера без ракет, уже второго после головного «Юрия Долгорукого».

В остальных разделах и подразделах отчета нас ждет много другого позитива – например, прием в военно-учебные заведения по сравнению с 2012 г. возрос в 8 раз, а показатели интенсивности боевой подготовки войск превысили плановые (при этом оставаясь в разы ниже, чем в передовых армиях мира, но об этом в отчете ни слова, естественно) и т.д. и т.п.

Безусловно, публикация Минобороны отчета за 2013 г. является новым положительным достижением в развитии военного ведомства в духе открытости и подотчетности обществу, и в связи с этим эффект от майских указов 2012 г. как механизма принуждения отечественной бюрократии к прогрессу нельзя переоценить. Однако пока отчет Минобороны нельзя сравнивать не только с современными отчетами оборонных ведомств таких стран, как США, Великобритания, Канада или Австралия, но даже и с годовыми отчетами Народного комиссариата по военным и морским делам СССР 1920-х годов объемом в сотни страниц и печатавшимися типографским способом.

Тем не менее, любой большой путь начинается с первого шага, и хочется верить, что этот шаг нашим военным ведомством уже сделан.

В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики