Объем мировой торговли в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом сократился на 12%. Падение мирового товарооборота стало максимальным с 1945 г.
Главной причиной уменьшения объема торговли стало одновременное снижение совокупного потребительского спроса во всех лидирующих мировых экономиках. Также снижению товарооборота способствовали, хотя и в гораздо меньшей степени, увеличение госпошлин, внутренних субсидий и принятие дополнительных антидемпинговых мер. По данным европейского Центра по исследованию экономической политики (CEPR), с ноября 2008 г. до конца 2009 г. правительства разных стран ввели порядка 280 протекционистских мер, при этом 121 из них приходится на государства G20, решившие препятствовать протекционизму.
Примечательно, что, по данным CEPR, абсолютным лидером по количеству принятых во время кризиса протекционистских мер стала Россия. На ее долю приходится 20 самых вредных, как считают в CEPR, защитных действий. Далее следует Германия – 15 мер, 3-е место делят Индия и Индонезия – по 10. На 4-м месте одновременно находятся Италия, Испания и Великобритания – по 9 вредных мер1.
Действительно, Правительством Российской Федерации в течение 2009 г. было принято более 60 постановлений, корректирующих импортный тариф РФ. Ставки таможенных пошлин не только повышались, но по значительному количеству товаров и понижались – прежде всего, ставки ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование. Из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 г., на 350 позиций ставки пошлин были повышены.
В тех случаях, когда пошлины повышались, это касалось ряда чувствительных для российской экономики отраслей и товаров, где имело место большое давление импорта, часто и импорта с применением демпинга и субсидий. Среди важнейших отраслей, в отношении которых были приняты меры таможенно-тарифной защиты в целях повышения конкурентоспособности, – автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение.
В условиях кризиса во многих странах скопились огромные запасы готовой продукции, и многие производители были готовы сбывать их в других странах даже по заниженным ценам. Поэтому меры российского правительства были вынужденными и защитными. Но, тем не менее, в целом в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом средневзвешенная ставка импортной пошлины даже сократилась: в 2008 г. она была 11,45%, а в 2009 г. – 10,7%.
Проведенный анализ показал, что для целого ряда товарных позиций принятые меры сыграли определенную роль в защите отечественных производителей, однако для части из них сложно говорить об определенных результатах до этапа восстановления спроса на соответствующую продукцию.
В отношении российских товаров в 2009 г. торговые партнеры инициировали 4 антидемпинговых расследования, 5 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер, а также 10 специальных защитных расследований. По состоянию на 31 декабря 2009 г. зафиксировано 95 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами в отношении российских товаров, в том числе 41 антидемпинговая мера, 7 специальных защитных мер и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования2. Максимальное количество ограничительных мер действует в Белоруссии (24), ЕС (17), Украине (13) и США (11). Более половины всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты.
Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности