Вторник, 24.05.2016, 12:12
23 мая Президент России Владимир Путин подписал закон о распределении доходов от акцизов на топливо. В соответствии с законом, с 1 июня 2016 г. изменится норматив распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты: 12% из них будут перечислятся в федеральный бюджет, 88% – в региональные бюджеты.
Дело в том, что с 1 апреля 2016 г. были повышены акцизы на топливо – на 2 руб. за литр бензина и на 1 руб. за литр дизеля. Планируется, что половина дополнительных доходов от акцизов будет направляться в региональные дорожные фонды, половина – в федеральный бюджет.
Существующая система налогообложения транспортных средств вызывает большие дискуссии в обществе: c включением акцизов в стоимость бензина и дизельного топлива наблюдается рост цен на нефтепродукты, параллельно сохраняется обязательство ежегодной оплаты транспортного налога в зависимости от мощности автомобиля. При этом ставки налога существенно различаются в зависимости от региона: так, в Москве за автомобиль мощностью 116 л.с. взимается налог в размере 2900 руб., а, например, в Чеченской Республике налог на автомобили мощностью до 150 л.с. не взимается вовсе.
Как известно, этот налог оказывает слабое влияние на развитие регионального дорожного хозяйства – поступления по транспортному налогу осуществляются по месту регистрации автомобильного транспорта, что не учитывает влияние транзитного транспорта на состояние дорожного покрытия.
В целом взимание акциза при приобретении автомобильного топлива и моторных масел устанавливает более справедливое налогообложение (когда величина налога определяется интенсивностью использования транспортного средства), однако одновременное сохранение обязанности по уплате транспортного налога создает дополнительную налоговую нагрузку на автовладельцев.
Единовременная отмена транспортного налога может привести к выпадающим доходам региональных бюджетов в размере 146,2 млрд руб. Направляемая в региональные бюджеты часть поступлений от акцизов не компенсирует эти потери, что потребует дальнейшего увеличения ставок акцизов. В итоге рост акцизов отразится на конечных потребителях за счет роста транспортных издержек, что может спровоцировать рост цен на продукты.
Вариантом решения может стать постепенная отмена транспортного налога по мере увеличения акцизов в стоимости нефтепродуктов и перераспределения большей части доходов в пользу регионов.
Светлана Гуляева – с.н.с. лаборатории развития налоговой системы