Об охране прав интеллектуальной собственности в России

Четверг, 17.06.2010, 13:57

В середине мая 2010 г. Ассоциация производителей профессионального программного обеспечения (Business Software Alliance – BSA) из США совместно с Международной исследовательской корпорацией (IDC) опубликовали результаты Седьмого ежегодного исследования компьютерного пиратства в мире (Seventh Annual BSA/IDC Global 2009 Software Piracy Study). 

 

По данным исследования, несмотря на экономический кризис, за 2009 г. уровень компьютерного пиратства снизился в 54 странах и увеличился в 19 из 111 исследованных государств. При этом глобальный уровень нарушений (доля программ, используемых без лицензий) вырос до 43% с 41% в 2008 г. Это произошло, по мнению BSA, главным образом за счет ускоренного (по сравнению с развитыми странами) роста рынка информационно-коммуникационных технологий в быстроразвивающихся экономиках, динамика которого напрямую влияла также на рост/снижение страновых оценок коммерческой стоимости незаконно установленного программного обеспечения (ПО). Особый интерес для экспортеров из развитых стран представляют растущие рынки ПО государств БРИК.

 

Показатели компьютерного пиратства в странах БРИК в 2009 г.

 

Страна Уровень пиратства,% 

Изменение по сравнению

с 2008 г., п.п. 

Место среди обследуемых стран

(по убыванию)* 

 Коммерческая стоимость нелицензионного ПО, 
млн долл.

Изменение по сравнению

с 2008 г., 

млн долл. 
Всего, в мире 43 +2 - 51411 -1587
Всего, в
странах БРИК
 67  -1,75 -   14453 -852
Бразилия  56 -2 65–67 2254 +609
Индия  65 -3 54–55 2003 -765
Россия  67 -1 47–51 2613 -1602
Китай  79  -1 32–36 7583  +906

   
 *Указанный для каждой страны диапазон мест означает, что она делит их с государствами с аналогичными показателями. 
Источник: Seventh Annual BSA/IDC Global 2009 Software Piracy Study, Washington., D.C., May 10, 2010, рр.14-15; сайт BSA http://www.bsa.org 

Факторы, влияющие на политику компаний из быстроразвивающихся экономик по соблюдению норм охраны прав интеллектуальной собственности (ИС), BSA в основном связывает c правоприменительными и законодательными мерами, а также с активностью самих иностранных правообладателей. Сформулированный в мониторингах BSA/IDC подход основывается на постулате, что решение компании/частного лица о соблюдении норм охраны прав ИС находится в прямой зависимости от вероятности обнаружения нарушения, судебного преследования и применения санкций правоохранительными органами в конкретной стране. 

 

По данным Ассоциации, в 2009 г. количество установленных нелицензионных программ на персональных компьютерах (ПК) в России составило 67% (снижение на 1 п.п. по сравнению с 2008 г.), что обосновывается экономическим кризисом. По убыванию данного показателя Российская Федерация поделила, как и в 2008 г., 47–51 места с Брунеем, Болгарией, Македонией и Эквадором. Для сравнения: в 2004 г. Россия занимала в этом рейтинге 7-ю позицию, т.е. за пять лет произошел видимый прогресс. Однако коммерческая стоимость нелегально используемого ПО в России (оценка финансового ущерба правообладателей) по итогам прошлого года оценивалась в размере 2,6 млрд долл. (в 2008 г. – 4,2 млрд долл.). В итоге Россия вновь заняла 3-ю позицию в мире после США и Китая по масштабам ущерба правообладателей. 

 

В конце апреля 2010 г. был также опубликован ежегодный обзор по «статье 301 - специальной» Закона о торговле США 1974 г. (Office of U.S. Trade Representative Special 301 Report, Washington, D.C., April 30, 2010), подготовленный Аппаратом торгового представителя (АТП) США. Традиционно этот документ, посвященный анализу ситуации с охраной прав американских правообладателей за рубежом, характеризуется более «агрессивным» содержанием, в отличие от результатов мониторингов BSA/IDC. В обзоре за 2009 г. озабоченность у АТП США вызвала 41 из 76 обследуемых стран (в 2008 г. – 46 из 77), которые в зависимости от эффективности и адекватности защиты прав ИС были отнесены к нескольким категориям нарушителей.

 

В отношении Российской Федерации и еще 10 государств (в 2008 г – всего 12), включенных в «приоритетно наблюдаемую» группу, предусматривается возможность введения торгово-экономических санкций путем лишения статуса пользователя Генеральной системой преференций (ГСП) для национальных экспортеров, что ведет к затруднению или удорожанию выхода на американский рынок. Управление ГСП находится в ведении АТП США, что позволяет оперативно использовать этот инструмент для оказания торгово-политического давления по различным аспектам внешнеэкономических отношений с иностранными партнерами США.

 

В список «наблюдаемых государств» обзора (т.е. более «благополучных», с точки зрения охраны прав ИС) включены 29 торговых партнеров США (в 2009 г. – 33), среди которых числятся Беларусь, Туркменистан, Узбекистан и Украина, хотя в этих государствах АТП зафиксирован более высокий уровень контрафакта, нежели в России.


Результаты исследований BSA/IDC для России заметно меняются в течение последних лет, а итоги ежегодных обзоров, проводимых АТП США по 301-й специальной статье, постоянны уже в течение последних 11 лет. Одна из причин этого – разный подход к оценкам пиратства и эффективности борьбы с ним в сочетании с назначением обзоров указанных структур. На величину индикаторов пиратства и контрафакта в значительной степени оказывают влияние основные задачи этих организаций в контексте торговой политики США по отношению к России, включая присоединение к ВТО. 

Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности ИЭПП, 
Ю.А. Потанина – с.н.с. Центра по изучению проблем международной торговли АНХ