Четверг, 17.06.2010, 13:57
В середине мая 2010 г. Ассоциация производителей профессионального программного обеспечения (Business Software Alliance – BSA) из США совместно с Международной исследовательской корпорацией (IDC) опубликовали результаты Седьмого ежегодного исследования компьютерного пиратства в мире (Seventh Annual BSA/IDC Global 2009 Software Piracy Study).
По данным исследования, несмотря на экономический кризис, за 2009 г. уровень компьютерного пиратства снизился в 54 странах и увеличился в 19 из 111 исследованных государств. При этом глобальный уровень нарушений (доля программ, используемых без лицензий) вырос до 43% с 41% в 2008 г. Это произошло, по мнению BSA, главным образом за счет ускоренного (по сравнению с развитыми странами) роста рынка информационно-коммуникационных технологий в быстроразвивающихся экономиках, динамика которого напрямую влияла также на рост/снижение страновых оценок коммерческой стоимости незаконно установленного программного обеспечения (ПО). Особый интерес для экспортеров из развитых стран представляют растущие рынки ПО государств БРИК.
Показатели компьютерного пиратства в странах БРИК в 2009 г.
Страна | Уровень пиратства,% | Изменение по сравнению с 2008 г., п.п. | Место среди обследуемых стран (по убыванию)* | Коммерческая стоимость нелицензионного ПО, млн долл. | Изменение по сравнению с 2008 г., млн долл. |
Всего, в мире | 43 | +2 | - | 51411 | -1587 |
Всего, в странах БРИК | 67 | -1,75 | - | 14453 | -852 |
Бразилия | 56 | -2 | 65–67 | 2254 | +609 |
Индия | 65 | -3 | 54–55 | 2003 | -765 |
Россия | 67 | -1 | 47–51 | 2613 | -1602 |
Китай | 79 | -1 | 32–36 | 7583 | +906 |
*Указанный для каждой страны диапазон мест означает, что она делит их с государствами с аналогичными показателями.
Источник: Seventh Annual BSA/IDC Global 2009 Software Piracy Study, Washington., D.C., May 10, 2010, рр.14-15; сайт BSA http://www.bsa.org
Факторы, влияющие на политику компаний из быстроразвивающихся экономик по соблюдению норм охраны прав интеллектуальной собственности (ИС), BSA в основном связывает c правоприменительными и законодательными мерами, а также с активностью самих иностранных правообладателей. Сформулированный в мониторингах BSA/IDC подход основывается на постулате, что решение компании/частного лица о соблюдении норм охраны прав ИС находится в прямой зависимости от вероятности обнаружения нарушения, судебного преследования и применения санкций правоохранительными органами в конкретной стране.
По данным Ассоциации, в 2009 г. количество установленных нелицензионных программ на персональных компьютерах (ПК) в России составило 67% (снижение на 1 п.п. по сравнению с 2008 г.), что обосновывается экономическим кризисом. По убыванию данного показателя Российская Федерация поделила, как и в 2008 г., 47–51 места с Брунеем, Болгарией, Македонией и Эквадором. Для сравнения: в 2004 г. Россия занимала в этом рейтинге 7-ю позицию, т.е. за пять лет произошел видимый прогресс. Однако коммерческая стоимость нелегально используемого ПО в России (оценка финансового ущерба правообладателей) по итогам прошлого года оценивалась в размере 2,6 млрд долл. (в 2008 г. – 4,2 млрд долл.). В итоге Россия вновь заняла 3-ю позицию в мире после США и Китая по масштабам ущерба правообладателей.
В конце апреля 2010 г. был также опубликован ежегодный обзор по «статье 301 - специальной» Закона о торговле США 1974 г. (Office of U.S. Trade Representative Special 301 Report, Washington, D.C., April 30, 2010), подготовленный Аппаратом торгового представителя (АТП) США. Традиционно этот документ, посвященный анализу ситуации с охраной прав американских правообладателей за рубежом, характеризуется более «агрессивным» содержанием, в отличие от результатов мониторингов BSA/IDC. В обзоре за 2009 г. озабоченность у АТП США вызвала 41 из 76 обследуемых стран (в 2008 г. – 46 из 77), которые в зависимости от эффективности и адекватности защиты прав ИС были отнесены к нескольким категориям нарушителей.
В отношении Российской Федерации и еще 10 государств (в 2008 г – всего 12), включенных в «приоритетно наблюдаемую» группу, предусматривается возможность введения торгово-экономических санкций путем лишения статуса пользователя Генеральной системой преференций (ГСП) для национальных экспортеров, что ведет к затруднению или удорожанию выхода на американский рынок. Управление ГСП находится в ведении АТП США, что позволяет оперативно использовать этот инструмент для оказания торгово-политического давления по различным аспектам внешнеэкономических отношений с иностранными партнерами США.
В список «наблюдаемых государств» обзора (т.е. более «благополучных», с точки зрения охраны прав ИС) включены 29 торговых партнеров США (в 2009 г. – 33), среди которых числятся Беларусь, Туркменистан, Узбекистан и Украина, хотя в этих государствах АТП зафиксирован более высокий уровень контрафакта, нежели в России.
Результаты исследований BSA/IDC для России заметно меняются в течение последних лет, а итоги ежегодных обзоров, проводимых АТП США по 301-й специальной статье, постоянны уже в течение последних 11 лет. Одна из причин этого – разный подход к оценкам пиратства и эффективности борьбы с ним в сочетании с назначением обзоров указанных структур. На величину индикаторов пиратства и контрафакта в значительной степени оказывают влияние основные задачи этих организаций в контексте торговой политики США по отношению к России, включая присоединение к ВТО.
Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности ИЭПП,
Ю.А. Потанина – с.н.с. Центра по изучению проблем международной торговли АНХ