Об изменении нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

Среда, 11.05.2011, 10:07

С 2011 г. учреждения бюджетного сектора должны применять новый план счетов, введенный взамен утратившей силу инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н.



При этом прежнюю инструкцию заменили собой четыре новых нормативных документа, призванных урегулировать порядок бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Этими документами стали:
  1. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н;
  2. План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н;
  3. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н;
  4. План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

Введение сразу нескольких инструкций по учету в бюджетном секторе обусловлено изменениями в правовом статусе учреждений, которые с начала текущего года внес Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В настоящее время среди государственных и муниципальных учреждений выделяются: бюджетные, автономные и казенные.

Единый план счетов является единым нормативным документом для всех государственных (муниципальных) учреждений независимо от их типа. Остальные три инструкции построены на основе единого плана счетов исходя из специфики учреждения, влияющей на особенности ведения в нем бухгалтерского учета. Поэтому инструкция по применению единого плана счетов содержит общие требования по ведению учета, тогда как инструкции, утвержденные для отдельных типов учреждений, описывают собственно корреспонденцию счетов бухгалтерского учета.

Автономные учреждения должны руководствоваться инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России № 183н.

Для бюджетных и казенных учреждений действуют инструкции, утвержденные Приказами Минфина России № 162н и 174н. При этом инструкция, утвержденная Приказом № 162н, предназначена для учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых производится на основании бюджетной сметы. Ими являются казенные учреждения, а также бюджетные учреждения:
  • которые на начало года не были преобразованы в казенное либо автономное учреждение;
  • по которым в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ еще не принято решение по доведению субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Бюджетные учреждения, получившие субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания, должны применять инструкцию, утвержденную Приказом № 174н.

В.В. Громов – научный сотрудник лаборатории налоговой политики