При этом как руководство
Минфина, так и
независимые наблюдатели отметили улучшение ситуации с исполнением бюджета в целом: за первый месяц доходы составили 9%, а расходы – 8,5% от предусмотренных законом о бюджете на год.
Расходы по разделу 02 «Национальная оборона» достигли 8,0% от годового плана в отличие от 1,5% год назад, что, безусловно, является определенным шагом вперед, но явно недостаточным даже с учетом
обещания завершить контрактацию государственного оборонного заказа к середине апреля (а не к началу марта, как предписывалось правительством ранее) с близким к 100%-ному его
авансированием. Насколько реалистична в целом в этом аспекте правительственная политика, фактически требующая расходования порядка половины оборонного бюджета в I квартале, не трудно догадаться...
Сравнение указанных в предварительной оценке объемов ассигнований в соответствии с уточненной бюджетной росписью и ассигнований на 2012 г. по закону о федеральном бюджете
1 показывает аномальное сокращение в январе ассигнований по подразделам 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» и 0107 «Обеспечение проведения выборов и референдумов» раздела 01 «Общегосударственные вопросы» на 43 и 125 млн руб. соответственно, а по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» раздела 10 «Социальная политика» – на 24 млрд 146 млн руб.
Возможно, что указанные изменения, произошедшие в уточненной бюджетной росписи, следуют ранее отмеченной
практике прохождения проекта федерального бюджета через Федеральное собрание в октябре-ноябре прошлого года, когда 11 млрд руб. были перераспределены в пользу секретной составляющей расходов федерального бюджета без изменения общей суммы расходов. В то же время нельзя исключить и простой корректировки арифметических ошибок разработчиков бюджета – полные расходы федерального бюджета в разрезе разделов и подразделов классификации расходов в федеральных законах о бюджете не публикуются уже пятый год, и проверить качество разработки бюджетов практически невозможно.
Кроме того, заметим, что Федеральным казначейством прекращена публикация оперативных отчетов об исполнении бюджета, начатая летом 2010 г. и продолжавшаяся почти полтора года:
последний отчет за октябрь прошлого года в соответствующем
разделе сайта Федерального казначейства датирован 21 ноября. На момент подготовки этого комментария отчеты за ноябрь, декабрь прошлого года и за январь текущего отсутствуют. Да и ежемесячный
отчет об исполнении бюджета за декабрь 2011 г. опубликован Федеральным казначейством лишь 17 февраля, т.е. на неделю позже, чем в прошлом году.
В этой связи нам трудно согласиться с «
приятным удивлением» по поводу возобновления публикации Минфином оперативных данных по бюджету. На самом деле, мы имеем дело с дальнейшим свертыванием гласности в работе как Федерального казначейства, так Минфина в целом.
В.Б. Зацепин — к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики
1 Федеральный закон от 30 ноября 2012 г. № 371 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Приложение 12.