Четверг, 27.03.2014, 13:50
Публикация Федеральным казначейством в среду, 26 марта, ежемесячного отчета об исполнении федерального бюджета в январе на короткое время приоткрыла завесу тайны над подписанным 2 декабря прошлого года федеральным законом № 349-ФЗ «О федерально бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2015 годов». Без представленных в отчете данных о полных ассигнованиях по разделам и подразделам функциональной классификации расходов невозможно правильно оценить расходы федерального бюджета, запланированные указанным законом на 2014 г.
Анализ отчета казначейства показал, что в окончательной версии бюджета расходы по разделу «Национальная оборона» определены в 2 трлн 488 млрд 134 млн руб. (3,4% ВВП, или на 18,3% больше, чем было фактически израсходовано в 2013 г.), т.е. за неделю с момента подписания ноябрьского заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности они сократились более чем на 1 млрд руб., а их закрытая часть, связанная с государственным оборонным заказом (ГОЗ) – более чем на 13 млрд руб. С учетом расходов в других разделах федерального бюджета на поддержку оборонно-промышленного комплекса (ОПК), пенсии Минобороны и т.п. (по опыту 2013 г. все вместе составляет около 0,9% ВВП), а также государственных гарантий организациям ОПК на сумму почти в 553 млрд руб. (0,8% ВВП) военное обременение экономики России в 2014 г. может превысить 5% ВВП, превзойдя соответствующее «достижение» США (4,4% ВВП).
Основными вопросами остаются ставшие традиционными за последние годы: 1) сможет ли российский ОПК выполнить стремительно растущий ГОЗ, и 2) взлетят ли при этом цены на вооружение и военную технику? Ответы на эти вопросы в принципе всем известны, что подтверждается и отмеченным сокращением закрытой части оборонных расходов в последний момент перед подписанием закона о бюджете более чем на 13 млрд руб. и статистикой ОПК Минпромторга за прошлый год, а вернее, ее отсутствием.
Закрытость расходов федерального бюджета в целом по сравнению с прошлым годом увеличилась на 2,8 п. п. (до 16,7%), т.е. каждый шестой рубль, расходуемый из российского федерального бюджете, секретный или совершенно секретный. В сумме это – 2 трлн 325 млрд 810 млн руб., из которых около 2/3 приходится на ГОЗ, а остальное – на спецслужбы. Многолетний количественный рост закрытости расходов привел и к новому качеству: появились закрытые расходы в разделе 0600 «Охрана окружающей среды» (58 млн руб.) и подразделах 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» (36 млн руб.), 0304 «Органы юстиции» (5 млн руб.), 0308 «Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (19 млн руб.), 1004 «Охрана семьи и детства» (0,6 млн руб.), где их никогда не было, и вернулись после многолетнего перерыва в подразделы 0108 «Международные отношения и международное сотрудничество» (10 млн руб.), 0704 «Среднее профессиональное образование» (3 млн руб.).
Динамика закрытости расходов федерального бюджета в 2005–2014 гг. представлена в таблице.
Доля секретных ассигнований в федеральных бюджетах 2005–2014 гг., %
Код и наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Расходы федерального бюджета в целом |
11,3 |
11,8 |
10,3 |
11,9 |
10,0 |
10,5 |
11,7 |
11,7 |
13,9 |
16,7 |
0100 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
3,7 |
6,3 |
5,5 |
8,7 |
5,1 |
4,8 |
9,8 |
11,4 |
9,5 |
9,2 |
0106 Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
< 0,1 |
0108 Международные отношения и международное сотрудничество |
– |
<0,1 |
< 0,1 |
3,7 |
– |
– |
– |
– |
– |
< 0,1 |
0109 Государственный материальный резерв |
82,9 |
89,2 |
92,2 |
90,2 |
85,0 |
85,1 |
86,6 |
86,8 |
87,2 |
87,7 |
0110 Фундаментальные исследования |
2,1 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
0,8 |
0,3 |
1,0 |
2,7 |
0,7 |
0,7 |
0114 Другие общегосударственные вопросы |
0,1 |
0,7 |
0,3 |
4,4 |
1,6 |
1,1 |
1,3 |
1,3 |
2,3 |
3,1 |
0200 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
42,1 |
42,8 |
45,3 |
46,1 |
48,1 |
46,4 |
46,9 |
47,6 |
52,6 |
58,8 |
0201 Вооруженные Силы Российской Федерации |
33,1 |
35,6 |
37,1 |
39,0 |
40,2 |
39,0 |
40,9 |
41,2 |
48,3 |
54,3 |
0204 Мобилизационная подготовка экономики |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0205 Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0206 Ядерно-оружейный комплекс |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0207 Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
45,2 |
46,9 |
50,7 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
80,1 |
79,8 |
0208 Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
98,4 |
93,9 |
93,7 |
93,2 |
92,9 |
91,3 |
92,2 |
94,5 |
94,1 |
94,2 |
0209 Другие вопросы в области национальной обороны |
2,5 |
8,8 |
24,4 |
29,2 |
34,6 |
42,0 |
36,8 |
44,9 |
41,9 |
53,8 |
0300 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
28,5 |
31,6 |
31,1 |
31,8 |
30,8 |
32,1 |
32,5 |
23,3 |
27,4 |
29,0 |
0302 Органы внутренних дел |
4,8 |
6,3 |
5,2 |
5,0 |
3,7 |
4,3 |
3,9 |
3,4 |
3,8 |
4,3 |
0303 Внутренние войска |
11,8 |
10,3 |
9,8 |
10,3 |
8,2 |
8,3 |
7,9 |
4,6 |
4,5 |
5,4 |
0304 Органы юстиции |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
< 0,1 |
0306 Органы безопасности |
97,8 |
95,5 |
97,3 |
99,1 |
99,6 |
97,1 |
99,6 |
99,6 |
99,7 |
99,8 |
0307 Органы пограничной службы |
100,0 |
99,0 |
97,6 |
100,0 |
99,5 |
98,6 |
99,1 |
99,1 |
99,6 |
99,9 |
0308 Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
< 0,1 |
0309 Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона |
59,0 |
62,4 |
50,7 |
51,4 |
51,0 |
51,3 |
47,0 |
42,6 |
40,7 |
38,6 |
0313 Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
74,0 |
66,4 |
64,4 |
75,5 |
79,4 |
92,1 |
86,0 |
85,9 |
91,4 |
82,4 |
0314 Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
8,3 |
50,7 |
40,0 |
56,3 |
68,4 |
67,9 |
78,3 |
13,6 |
12,3 |
85,3 |
0400 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
0,1 |
<0,1 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
1,6 |
1,8 |
2,4 |
4,9 |
5,2 |
0410Связь и информатика |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
1,6 |
2,0 |
0411 Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
– |
– |
5,2 |
5,8 |
4,5 |
5,6 |
11,9 |
14,2 |
18,2 |
23,0 |
0412 Другие вопросы в области национальной экономики |
0,1 |
0,1 |
< 0,1 |
0,3 |
0,7 |
4,5 |
1,9 |
2,3 |
8,5 |
10,0 |
0500 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
– |
3,4 |
0,9 |
7,0 |
10,1 |
19,3 |
14,2 |
6,6 |
11,0 |
11,1 |
0501 Жилищное хозяйство |
– |
4,2 |
5,7 |
16,0 |
12,9 |
20,8 |
20,7 |
8,5 |
21,3 |
24,1 |
0600 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0,1 |
0605 Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0,1 |
0700 ОБРАЗОВАНИЕ |
2,8 |
2,7 |
2,4 |
2,6 |
3,1 |
3,6 |
4,0 |
3,2 |
4,3 |
4,7 |
0701 Дошкольное образование |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
3,9 |
3,9 |
4,4 |
4,5 |
2,6 |
0702 Общее образование |
1,5 |
1,9 |
2,1 |
2,0 |
2,8 |
3,5 |
0,4 |
0,2 |
0,5 |
1,5 |
0704 Среднее профессиональное образование |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
– |
– |
– |
– |
<0,1 |
0705 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
16,9 |
15,8 |
17,2 |
1,8 |
2,5 |
9,4 |
17,4 |
8,6 |
6,2 |
2,9 |
0706 Высшее и послевузовское профессиональное образование |
3,2 |
2,9 |
2,5 |
3,1 |
3,6 |
4,1 |
5,2 |
4,1 |
5,2 |
5,3 |
0709 Другие вопросы в области образования |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,9 |
0800 КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
– |
– |
– |
– |
0800 КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0801 Культура |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0804 Периодическая печать и издательства |
13,5 |
7,5 |
2,6 |
2,6 |
3,2 |
3,6 |
– |
– |
– |
– |
0806 Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средства массовой коммуникации |
<0,1 |
0,2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0900 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
4,3 |
4,0 |
2,6 |
4,1 |
3,5 |
3,0 |
– |
– |
– |
– |
0900 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2,7 |
2,4 |
2,7 |
2,9 |
0901 Стационарная медицинская помощь |
5,6 |
4,7 |
2,9 |
3,2 |
2,8 |
2,4 |
2,3 |
2,0 |
1,8 |
1,7 |
0902 Амбулаторная помощь |
н/п[1] |
н/п |
н/п |
13,9 |
4,3 |
3,8 |
2,9 |
3,1 |
4,2 |
4,4 |
0905 Санаторно-оздоровительная помощь |
н/п |
н/п |
н/п |
14,1 |
15,9 |
10,7 |
11,2 |
10,8 |
12,2 |
14,0 |
0907 Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
н/п |
н/п |
н/п |
2,1 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
1,4 |
0,8 |
0,8 |
0908 Физическая культура и спорт |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
– |
– |
– |
– |
0910 Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
– |
– |
– |
1,7 |
1,1 |
1,0 |
– |
– |
– |
– |
0910 Другие вопросы в области здравоохранения |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
1000 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
– |
– |
– |
<0,1 |
<0,1 |
– |
– |
0,1 |
0,1 |
<0,1 |
1003 Социальное обеспечение населения |
– |
– |
– |
<0,1 |
<0,1 |
– |
– |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
1004 Охрана семьи и детства |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
<0,1 |
1100 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
1101 Физическая культура |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
62,0 |
41,5 |
9,1 |
9,8 |
1200 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
1202 Периодическая печать и издательства |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3,4 |
3,5 |
4,6 |
5,5 |
1400 МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА |
– |
– |
0,2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
1401 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
– |
– |
0,5 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Источники: Федеральные бюджеты 2005–2014 гг. Данные 2005–2010 гг. приведены к соответствующим разделам и подразделам бюджетной классификации расходов, вступившей в силу с 2011 г. Курсивом выделены данные в ранее действовавшей бюджетной классификации.
Василий Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики
[1] Неприменимо вследствие изменения структуры бюджетной классификации.