О реализации Стратегии социального развития ВС РФ

Вторник, 22.02.2011, 00:00

«Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 года» (далее – Стратегия) была разработана в целях удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, военных пенсионеров и членов их семей и утверждена 28 марта 2008 г. решением Коллегии Минобороны РФ. Намечалось реализовать Стратегию в три этапа, первый этап охватывает 2008–2012 гг.



Руководство РФ уделяет особое внимание социальному развитию Вооруженных Сил (ВС) РФ. Поэтому, казалось бы, все, что делается в рамках Стратегии, должно быть известно не только всем военнослужащим, но и всему обществу. Тем не менее, текст Стратегии был опубликован во второстепенном издании (см. Военный железнодорожник. – 2008. – № 19 и № 20). На сайте Минобороны указано только название документа. Гражданские специалисты могут найти его на специализированном сайте либо на сайте КонсультантПлюс, где размещен приказ Минобороны РФ от 28.04.2008 г. № 241.

При этом в Стратегии предусмотрено решение ряда важнейших задач в различных областях социальной политики в следующем порядке:
1) культура и досуг, физкультура и спорт, информационное и торгово-бытовое обслуживание;
2) военное образование;
3) здравоохранение;
4) повышение безопасности военной службы;
5) решение жилищной проблемы;
6) увеличение денежного довольствия (ДД) и пенсий;
7) обеспечение социальной защиты.

Как нам представляется, порядок решения проблем в перечисленных областях должен быть иным, поскольку размер ДД имеет наибольшее значение в улучшении материального обеспечения военнослужащих. Однако подготовка управленческих решений по ДД затягивается. Увеличение размеров ДД должно было повлечь за собой повышение военных пенсий, но изменения в этой сфере еще более проблематичны, а потому откладываются.

Основные выводы по проблемам совершенствования ДД военнослужащих и военных пенсий сводятся к следующему:
  • в настоящее время проблема достойного ДД решена только для военнослужащих Центрального аппарата Минобороны и, выборочно, для меньшей части офицеров регулярных войск;
  • проблема повышения ДД основной массы военнослужащих до сих пор не решена, и в период, оставшийся до обещанного срока ее решения, может остаться нерешенной;
  • в отношении военных пенсий просматриваются тенденции как неуклонного снижения ее уровня по сравнению с ДД военнослужащих, так и сближения с нормативами пенсионного обеспечения большинства населения РФ.

Вторая по значимости социальная проблема военнослужащих – обеспечение их жильем. Здесь очевидны следующие результаты:
  • за последние годы семьям военнослужащих и военных пенсионеров предоставлено беспрецедентно большое количество квартир в собственность (до 100 тыс. ежегодно);
  • на официальном сайте Минобороны появился раздел «Жилье военнослужащим», в котором содержится информация о готовом и строящемся жилье с привязкой к регионам, законодательные и нормативные акты, касающиеся обеспечения жильем. Важным новшеством раздела стало создание Единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилья;
  • обеспечение военнослужащих и их семей квартирами должно рассматриваться как важнейшее действие государства, имеющее «двойное (военное и гражданское)» назначение, способствующее росту благосостояния всего народа;
  • жилищное обеспечение военнослужащих, притягательное для коррупционеров, может стать областью для отработки ряда эффективных механизмов внедрения общественного контроля для борьбы с коррупцией.

Для других сфер социальных проблем военнослужащих также характерны определенные достижения и проблемы, но по сравнению с двумя рассмотренными они уходят на второй план.

Е.В. Трофимова – к.и.н., с.н.с. лаборатории военной экономики

Подробнее см. "Экономико-политическая ситуация в России в ФЕВРАЛЕ 2011 г."