О проекте Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.

Пятница, 21.01.2011, 00:00

31 декабря 2010 г. Министерство экономического развития обнародовало проект Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.



Стратегия написана не с чистого листа, в ней упоминаются некоторые положения и результаты документа-предшественника – Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 г. и констатируется отставание по большинству показателей. К сожалению, анализа причин отставания и, соответственно, учета прошлых ошибок, в новой Стратегии нет. Однако следует отметить, что отчасти это – не недочет разработчиков, а результат отсутствия не только исследований, но даже и базовых показателей по ряду реализуемых мер научной и инновационной политики.

В документе приводятся три варианта инновационной стратегии, для каждого из которых сделан анализ перспектив, преимуществ, проблем и рисков. Анонсируется, что оптимальной является «смешанная стратегия», которая и принимается за основу.

В области развития науки в Стратегии выделен ряд приоритетов:
  1. комплекс мер по наращиванию науки в вузах. При этом тема интеграции вузов с другими организациями звучит, но не акцентируется и никак не разъясняется;
  2. создание национальных исследовательских центров, причем по модели НИЦ «Курчатовский институт». Однако то, насколько эффективна его деятельность, – и, соответственно, нужно ли тиражировать эту модель, – вызывает оживленные дискуссии в научном сообществе. Есть опасения, что модель НИЦ – это модель монополизации отдельных направлений исследований, а монополизация вряд ли может быть стимулом к повышению эффективности;
  3. кадровая политика. В этом подразделе сказано много правильных слов о необходимости увязывать заработную плату с результатами работы, освобождаться от неэффективных сотрудников, о введении возрастного ценза на занятие руководящих постов, о создании условий для карьерного роста молодых. По сравнению с другими подразделами «кадровый» подраздел можно считать наиболее проработанным;
  4. cовершенствование финансовых механизмов, ориентация на приоритетные направления научно-технологического развития, оптимизация работы грантодающих организаций. Это направление также не новое. Примечательной является тема совершенствования работы государственных научных фондов – от традиционных слов о необходимости роста их бюджетного финансирования до важности привлечения зарубежных экспертов к оценке проектов. Однако именно этот подраздел наводит на мысли о том, что Стратегия и реальная жизнь научного комплекса существуют в каких-то параллельных мирах, потому что планы, обозначенные в Стратегии, находятся в полном противоречии с реальным бюджетным процессом, согласно которому финансирование научных фондов к 2013 г. будет сокращаться.

Таким образом, в разделе «Эффективная наука» достаточно ясно изложена позиция правительства по вопросу о том, каким оно видит научный комплекс страны к 2020 г. Это видение спорное, и при этом недостаточно подкреплено аргументами. С уверенностью можно говорить о том, что наука к 2020 г. будет, но вот эффективная ли – этот вопрос остается без однозначного ответа.

И.Г. Дежина – д.э.н., ведущий научный сотрудник лаборатории экономики социальной сферы