В начале июля текущего года Минфином России был опубликован проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов1.
Данный документ призван обеспечить последовательность проводимой государством налоговой политики в условиях сохраняющегося дефицита федерального бюджета. В связи с этим в число основных задач в области налоговой политики входит создание эффективной и стабильной налоговой системы, способной обеспечить бюджетную устойчивость.
По сути, именно по этой причине в качестве одного из основных направлений налоговой политики указывается развитие системы мониторинга эффективности налоговых льгот. Предполагается, что данная система будет основываться на оценке результативности налоговых льгот, что должно повысить степень обоснованности налоговых расходов, а также качество процесса подготовки бюджетов и точность данных об их исполнении. Ее использование, по замыслу авторов проекта, приведет к сокращению ряда экономически неэффективных льгот. При этом данные об их результативности будут формироваться Федеральной налоговой службой на основе налоговых деклараций, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
Переход к системе регулярного мониторинга эффективности налоговых льгот, безусловно, является позитивным шагом в развитии российской налоговой системы. Вместе с тем применение такой системы требует разработки критериев эффективности налоговых льгот, методологии проведения оценок, совершенствования статистической базы. По этим вопросам должна быть проведена дополнительная работа.
Высвобожденные в результате использования системы финансовые ресурсы планируется перераспределить на более востребованные направления. Вместе с тем в документе не конкретизируется, по каким признакам и критериям те или иные направления могут быть признаны востребованными. Кроме того, не уточняется, каким именно образом эти средства будут распределяться. В данной ситуации есть несколько возможных вариантов. Если финансовая поддержка будет предоставляться, как и прежде, в виде налоговых льгот, то такой способ распределения может оказаться неэффективным. Во-первых, это может привести к усложнению налогового администрирования. Во-вторых, может иметь место избыточное снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, которое, как правило, приводит к принятию неоправданных рисков при осуществлении предпринимательской деятельности и/или вложениям в инвестиционные проекты, которые в нормальных условиях не были бы приняты.
Альтернативными вариантами использования высвобожденных средств может оказаться прямое субсидирование налогоплательщиков или общее снижение налоговых ставок. Последний вариант является стимулирующей мерой, которая может быть реализована без снижения нейтральности налогообложения и без увеличения затрат на налоговое администрирование. С точки зрения развития инноваций такой подход может дать лучший результат, чем использование точечных налоговых льгот, требующих дополнительной разработки критериев для их применения.
Проект Основных направлений налоговой политики предполагает сохранение стимулирующей роли налоговой системы в отношении инновационной деятельности. Для этого в налоговое законодательство предлагается внести ряд изменений, таких, как, например, разработка новых подходов к классификации основных средств по амортизационным группам и определение норм амортизации для этих групп, которые бы учитывали скорость развития технологий, влияющих на обновление основных средств. Следует отметить, что предусмотренные по данному направлению изменения не предоставляют дополнительных налоговых льгот, но в то же время способны оказать стимулирующее воздействие, т.к. позволяют лучше учесть особенности инновационного развития при расчете налоговой базы. Такой подход несет меньшие риски отрицательного воздействия на качественные характеристики налоговой системы и является предпочтительным, особенно в условиях бюджетного дефицита.
В проекте Основных направлений налоговой политики более конкретные черты приобрели изменения в порядке налогообложения малого бизнеса. Речь идет прежде всего об отмене единого налога на вмененный доход для отельных видов деятельности и введении патентной системы налогообложения как самостоятельного налогового режима, функционирующего вне упрощенной системы налогообложения и являющегося альтернативой последней. В отношении ЕНВД предусматривается постепенное сокращение сферы применения режима за счет исключения из-под его действия с 1 января 2013 г. следующих видов деятельности:
а) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
б) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации общественного питания.
Полностью режим планируется отменить с 1 января 2014 г. Патентная система налогообложения, вероятно, будет введена уже в следующем году. Ей будет отведена самостоятельная глава – глава 26.5 «Патентная система налогообложения» – во второй части Налогового кодекса РФ. При этом в случае введения режим станет доступным для применения только индивидуальными предпринимателями.
Что касается упрощенной системы налогообложения, то пока остается неясным, какими начиная с 2013 г. станут предельные значения выручки, позволяющие малым предприятиям перейти на данный налоговый режим, после окончания действия норм, устанавливающих соответствующие временные значения
2.
В то же время величина налоговой нагрузки на субъекты неторгового малого бизнеса
3, которые перейдут на упрощенную систему налогообложения, уже в следующем году может быть снижена за счет установления совокупного тарифа страховых взносов на уровне 20%. В настоящее время он составляет 26%. База для начисления страховых взносов ежегодно индексируется и с 1 января 2012 г. составит 512 тыс. руб. При этом все превышающие этот предел выплаты будут облагаться по ставке 7% (при общем режиме налогообложения – 10%). Сейчас база для начисления страховых взносов составляет 463 тыс. руб. с учетом индексации
4, а с превышающих эту сумму выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица страховые взносы не взимаются. Для предприятий, уплачивающих налоги в рамках общего режима налогообложения, общий тариф страховых взносов может быть снижен с 34 до 30%, но и при этом условии для налогоплательщиков он останется высоким.
В.В. Громов – научный сотрудник лаборатории налоговой политики
1 См.:
http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/07/ONNP_2011-07-04U.doc 2 Действующие в настоящий момент предельные значения выручки в размере 45 и 60 млн руб., установленные п. 2.1 ст. 346.12 и п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ соответственно, являются временными и применяются до 2013 г.
3 Подпункт 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
4 Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.».