Четверг, 12.04.2012, 15:46
В начале апреля в Государственную думу поступил законопроект № 46986-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства».
Данные льготы, если они будут приняты, несомненно, положительно повлияют на инновационную активность МСП. Вопрос в том, насколько сильно они повлияют, так как авторы предполагают, что недополученные налоговые доходы в консолидированный бюджет РФ в размере 121,5 млн руб. будут компенсированы приростом доходной части федерального бюджета в виде дополнительных налоговых платежей около 730,0 млн руб. уже через год. Данная оценка кажется существенно завышенной по нескольким причинам.
Во-первых, стоит заметить, что большинство малых инновационных компаний на ранних стадиях развития попросту не нуждаются в льготах, например, по уплате налога на прибыль, так как ее не получают из-за того, что не производят на данных стадиях развития никакой продукции. Таких компаний достаточно много и надо четко понимать, что эти поправки не для них. Подобные малые предприятия могут получить гранты и субсидии с помощью уже существующих различных механизмов - фонда Бортника, РВК, фонда Сколково и пр. В данном случае стоит оговориться, что экономические и социальные перспективы таких разработок должны быть существенными. Тем не менее даже при наличии большого числа источников венчурных инвестиций в России малые компании, находящиеся на ранних стадиях развития, получают субсидирование и гранты достаточно редко, о чесвидетельствует статистика Российской ассоциации венчурных инвесторов (РАВИ): в 2010 г. на такие компании приходилось лишь 6% всех венчурных и прямых инвестиций, или 153,3 млн долл., общее количество инвестиций - 81 шт.2
И, во-вторых, стоит обратить внимание на то, что достаточно часто малые и средние инновационные компании, особенно в сфере информационных технологий, несут колоссальные нагрузки по оплате различных налогов в области обязательного социального страхования. Малые компании в производственной и социальной сфере в 2012 г. платят по ставке 20%, что существенно ниже средних и крупных компаний, но все равно является достаточно высокой нагрузкой. Таким образом, замена, например, налога на прибыль в данном случае на льготы по обязательному социальному страхованию способна принести гораздо большие плоды. Тем более, что,согласно статистике ОЭСР в области налоговых льгот на осуществление исследований и разработок за 2008 г., налоговые субсидии по сравнению со странами ОЭСР в России находятся на предельно низком уровне (рис. 1).
В.А. Коцюбинский - научный сотрудник лаборатории инновационной экономики
1 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства», http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&7E192F1CD21EA1A5432579D600286D8D
2 Обзор рынка Прямых и венчурных инвестиций в России 2010. РАВИ. http://www.rvca.ru/upload/files/lib/rvca_yearbook_2011_russian_pe_and_vc_market_review_2010_rus.pdf