О налоговой политике в нефтяном секторе

Понедельник, 20.03.2017, 13:03

Объективное ухудшение условий добычи нефти требует применения более совершенных инструментов налогообложения. Наиболее совершенной формой налогообложения добычи нефти является налогообложение чистого дохода, которое может быть реализовано введением специального налога на дополнительный доход (НДД) с прогрессивной налоговой ставкой, определяемой уровнем доходности проекта.

Такой налог обеспечивает: автоматическое приведение налоговой нагрузки в соответствие с конкретными условиями добычи нефти (дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от прибыльности разработки); прогрессивность налогообложения, более полное изъятие природной ренты; благоприятные условия для инвестиций в добычу нефти, включая разработку месторождений с повышенными производственными затратами.

Введение НДД целесообразно для новых нефтяных месторождений, разработка которых требует повышенных капитальных, эксплуатационных и транспортных затрат. На первом этапе для апробации нового механизма налогообложения применение НДД целесообразно распространить на ограниченный круг таких месторождений, в первую очередь на наиболее высокозатратные месторождения, разработка которых не может быть осуществлена в рамках общей налоговой системы.

Применение НДД целесообразно сочетать с НДПИ, который в таких случаях должен выступать в качестве минимального гарантирующего налога и взиматься по пониженной ставке, например, по адвалорной ставке 15%. Применение НДПИ обеспечит гарантированное поступление доходов государству с момента начала добычи нефти, а также в случаях низких цен на нефть и высоких производственных затрат. Ставку экспортной пошлины на нефть при применении НДД целесообразно установить на нулевом уровне.

По сравнению с действующей налоговой системой налогообложение дополнительного дохода является существенно более сложным с точки зрения налогового администрирования, что создает риск относительного уменьшения доходов государственного бюджета. Необходимыми условиями эффективности НДД являются применение для целей исчисления налога рыночных цен на нефть и организация эффективного контроля затрат налогоплательщиков.

Применение НДД на действующих месторождениях является более сложным с точки зрения налогового администрирования. Для стимулирования более углубленной разработки действующих месторождений, на наш взгляд, целесообразно использование менее сложных налоговых механизмов. Возможным решением является более значительное по сравнению с действующей налоговой системой снижение ставки НДПИ для месторождений с высокой степенью выработанности запасов. Это снизит налоговую нагрузку на поздних стадиях эксплуатации месторождений, будет стимулировать их более углубленную разработку и повышение коэффициента извлечения нефти.

Ставки налогов на нефтепродукты должны учитывать темпы структурной перестройки налоговой системы в нефтяном секторе. Параллельное снижение акцизов на нефтепродукты позволит полностью или в значительной мере нейтрализовать повышение безналоговых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в результате снижения экспортных пошлин.

В целом могут быть рекомендованы следующие меры государственной налоговой политики по отношению к нефтяному сектору:

  1. Продолжение структурной реформы налоговой системы: повышение экономической роли НДПИ, поэтапное снижение и отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, снижение акцизов на нефтепродукты. Результатом станет сокращение субсидирования нефтеперерабатывающего сектора и стран ЕАЭС, модернизация нефтепереработки, повышение энергоэффективности, рационализация налоговой системы.
  2. Введение на новых месторождениях налога на дополнительный доход, включение в конструкцию налога механизма прогрессивности (прогрессивных налоговых ставок). Это обеспечит прогрессивность налоговой системы, дифференциацию налоговой нагрузки, более полное изъятие природной ренты, создание необходимых условий для инвестиций.
  3. Повышение уровня налогового администрирования для обеспечения эффективности НДД: применение рыночных (не трансфертных) цен на нефть (на первом этапе – расчетных цен), организация эффективного контроля затрат налогоплательщиков, обеспечение квалифицированности и объективности государственного контроля.
  4. Продолжение политики дифференциации налоговой нагрузки на действующих месторождениях: применение пониженных ставок НДПИ и экспортной пошлины для месторождений с повышенными производственными затратами.
  5. Снижение налоговой нагрузки на месторождениях с высокой степенью выработанности запасов: дополнительное снижение ставки НДПИ для таких месторождений будет стимулировать их более углубленную разработку и повышение коэффициента извлечения нефти.

Юрий Бобылев – к.э.н., зав. лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора