О налоге на объекты роскоши

Четверг, 31.05.2012, 18:03

В начале мая текущего года в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поступил законопроект № 66360-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение в российскую налоговую систему нового федерального налога – налога на объекты роскоши.



Плательщиками нового налога согласно законопроекту должны стать организации и физические лица, в том числе работающие как индивидуальные предприниматели. К объектам налогообложения отнесено как движимое (транспортные средства: автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера), так и недвижимое (жилая недвижимость и земельные участки) имущество. При этом имущество, используемое налогоплательщиком для осуществления основного вида предпринимательской деятельности, объектом обложения новым налогом не является.

Налоговая база определяется как стоимость указанного имущества исходя из рыночных цен по состоянию на первое число первого месяца налогового периода, в качестве которого в законопроекте принят календарный год. Нижняя граница стоимости, с которой необходимо уплачивать налог с движимого имущества, установлена на уровне 3 млн руб., а с недвижимого – 30 млн руб. Ставку налога предлагается сделать прогрессивной. Налоговая шкала по налогу на объекты роскоши представлена ниже.

Стоимость объекта недвижимого имущества
Ставка налога, %
  Стоимость объекта движимого имущества 
Ставка налога, %
 От 30 млн руб. до 50 млн руб. 0,3 От 3 млн руб. до 5 млн руб.
 1
 От 50 млн руб. до 100 млн руб.
 0,6 От 5 млн руб. до 20 млн руб.
 3
 От 100 млн руб. до 150 млн руб.
 1 От 20 млн руб. до 60 млн руб.
 5
 Свыше 150 млн руб. 1 Свыше 60 млн руб. 
 7

Отдельно устанавливаются две ставки налога для физических лиц, приватизировавших недвижимое имущество: 0% – при стоимости объекта налогообложения в пределах от 30 млн руб. до 150 млн руб. и 0,3% – в отношении имущества стоимостью свыше 150 млн руб.

Исчисление налога на объекты роскоши в случае его введения должны будут производить не налогоплательщики, а налоговые органы на основе информации, представляемой органами, ведущими реестр объектов недвижимости и земельных участков, а также органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, морских, речных и воздушных судов.

В целом можно отметить, что предложенный в законопроекте подход лишен недостатков, которые имели место в обсуждавшейся ранее концепции налога на роскошь. В частности, ранее предполагалось, что плательщиками налога будут только физические лица. Это создавало возможности для уклонения от налогообложения через регистрацию объектов налогообложения на организации.

В то же время и предложенный в рассматриваемом законопроекте подход характеризуется рядом недостатков. Так, сроки уплаты налога на объекты роскоши как один из элементов налогообложения законопроектом не определены, что не позволяет по действующему налоговому законодательству включить данный налог в налоговую систему Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Введение налога на объекты роскоши направлено прежде всего на реализацию фискальной и распределительной функций налоговой системы. Вместе с тем в результате его введения может быть нарушена справедливость налогообложения, т.к. объекты обложения новым налогом являются объектами обложения и по другим, уже действующим налогам. Например, движимое имущество (транспортные средства) – объект налогообложения по транспортному налогу, а недвижимое – по налогам на имущество, взимаемым с юридических и физических лиц, а также по земельному налогу. Хотя в российском законодательстве о налогах и сборах нет нормы, которая бы прямо запрещала обложение одного и того же объекта несколькими налогами, из нормы, содержащейся в п. 1 ст. 38 НК РФ, следует, что по каждому налогу устанавливается свой объект налогообложения. При этом установление стоимостных границ для определения объекта обложения налогом на роскошь позволяет говорить о самостоятельном объекте налогообложения только формально.

Эффективность введения налога на объекты роскоши также неочевидна. Для его взимания необходимо наличие не только кадастра и оценки рыночной стоимости объектов налогообложения, но и эффективно работающей системы по формированию такой информации. В условиях отсутствия необходимых данных для исчисления налога новая глава НК РФ может просто не работать. При этом следует отметить, что отсутствие полноценного кадастра и оценок рыночной стоимости объектов недвижимости называется в числе нерешенных проблем, препятствующих реформированию налогов на имущество. Трудно предположить, что введение налога на объекты роскоши позволит эту проблему решить.

Кроме того, переход к налогообложению имущества на основе его рыночной оценки требует решения вопроса об организации процесса сбора и подготовки соответствующей информации для целей налогообложения. Согласно законопроекту в систему налоговых отношений между налогоплательщиком и государством предполагается включить органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестр). В соответствии с законопроектом на них должны быть возложены обязанности по оценке рыночной стоимости объектов налогообложения и представлению сформированных данных об этой стоимости в налоговые органы. Однако это значит, что часть функций, связанных с налоговым администрированием, будет возложена на органы, не имеющие непосредственного отношения к сфере налогообложения. Такое разделение функций может привести к усложнению налогового администрирования. Принимая во внимание, что новый налог должен исчисляться налоговыми органами, последние как минимум окажутся зависимы от своевременности предоставления органами Росреестра всей необходимой для расчета налога информации. Усложнение налогового администрирования может привести к росту расходов на его осуществление. В связи с этим затраты на администрирование нового налога могут превысить поступления от него.

Остается дискуссионным вопрос о нижней границе налоговой базы. Здесь можно отметить два момента. Во-первых, при введении налога на объекты роскоши довольно трудно обоснованно установить тот минимальный предел стоимости объекта, до которого платить налог не нужно. Понятие «богатого» (физического или юридического) лица можно толковать достаточно широко, по этой причине ввести налог на роскошь, не вызвав при этом недовольства определенной категории налогоплательщиков, практически невозможно.

Во-вторых, если рыночная стоимость объекта окажется даже на 1 руб. ниже минимальной стоимостной границы, установленной для объектов роскоши, налог платить не потребуется. Данное обстоятельство делает концепцию взимания налога уязвимой, поскольку незначительное снижение стоимости, которое может быть лишь временным явлением и результатом рыночных колебаний, еще не говорит о понижении уровня состоятельности лица и необходимости исключения его из числа лиц, подлежащих обложению налогом на объекты роскоши.

Нельзя не учитывать и тот факт, что установление нижней границы налоговой базы в фиксированной величине вовсе не означает, что круг плательщиков налога на объекты роскоши будет стабильным и четко определенным. Изменение конъюнктуры рынка, инфляционные процессы, изменения стоимости сделок с недвижимостью на рынке в результате прочих факторов будут влиять на информацию о стоимости объектов налогообложения, которая поступает в налоговые органы. В итоге может сложиться ситуация, когда обязанности лица по уплате налога в действительности не будут однозначно определяться по уровню его богатства, ведь факт возникновения этих обязанностей станет зависеть не от владения тем или иным имуществом, а от результатов оценки рыночной стоимости такого имущества. В одних случаях эти результаты будут приводить к необходимости уплатить налог, а в других – нет, хотя оцениваться будет одно и то же имущество. В связи с этим введение налога, взимаемого с объектов роскоши, потребует, в частности, регулярного пересмотра налоговой шкалы, с тем чтобы она учитывала и объективно отражала реальную экономическую ситуацию.

Принимая во внимание тот факт, что налог на объекты роскоши фактически не имеет самостоятельного объекта налогообложения, возможным решением (вместо включения новой главы в НК РФ) могла бы стать дифференциация ставок уже действующих поимущественных налогов (на имущество, землю и транспортного) в зависимости от оценки рыночной стоимости объекта налогообложения, причем с тем же бюджетным эффектом, что и введение нового налога. Это позволит сгладить и указанную выше проблему дискретности шкалы налога на объекты роскоши.

При этом определенная модификация налогового законодательства все же потребуется. В настоящее время ставка по налогу на имущество физических лиц уже дифференцирована в зависимости от стоимостной оценки объектов налогообложения, однако учитывается суммарная стоимость объектов, находящихся на территории одного муниципального образования1, поскольку этот налог является местным. Для налога на объекты роскоши, взимаемого в составе имущественных налогов, целесообразно установить прогрессивные налоговые ставки по совокупности всех объектов у одного налогоплательщика, независимо от их местонахождения.

Кроме того, использование данного подхода не снижает актуальности проблем, связанных с оценкой рыночной стоимости объектов налогообложения. Таким образом, по-видимому, функции повышенного налогообложения объектов роскоши целесообразно вводить одновременно с осуществлением давно назревшей реформы налогов на имущество.

Вместе с тем налогообложение объектов роскоши в составе поимущественных налогов позволит уменьшить ожидания того, что новый налог будет выполнять распределительные функции и станет инструментом социальной справедливости, тем более что социальная справедливость такого налога может быть подвергнута сомнению.

В.В. Громов – научный сотрудник лаборатории налоговой политики


Исключение – города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, где ставки налога устанавливаются по решению законодательных (представительных) органов государственной власти города.