Среда, 25.06.2014, 10:43
24 июня в целом ряде СМИ, в т. ч. и правительственной «Российской газете», воспроизведена информация официальной справки к опубликованному 23 июня распоряжению Правительства от 16 июня 2014 г. № 1060-р о том, что в 2014 г. объем государственных гарантий для предприятий российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) составит около 380 млрд руб. (точнее 377,8 млрд).
Уточнение Д. Рогозина, прозвучавшее на совещании с вице-премьерами 23 июня, что это лишь первый «транш», ничьего внимания не привлекло, как и приведенная им статистика выделения госгарантий предприятиям, выполняющим государственный оборонный заказ (ГОЗ), в 2011–2013 гг.
В связи с этим невольно может сложиться впечатление, что госгарантии ОПК в 2014 г. действительно составят всего лишь 380 млрд руб., что, безусловно, не соответствует объемам, определенным федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и искажает реальную картину. В приложении № 38 к указанному закону для выполнения ГОЗ Минобороны предприятиям ОПК запланировано выделить 497,0 млрд руб. и им же, но уже на проекты ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы» – еще 55,8 млрд, т.е. в целом 552,7 млрд руб.
Статистика объемов госгарантий, приведенная Д. Рогозиным, совпадает с имеющимися в нашем распоряжении опубликованными данными лишь для 2013 г., когда семью распоряжениями было выделено на выполнение ГОЗ Минобороны 362,27 млрд руб. Для 2012 г. разница составляет 1 млрд руб. (пятью распоряжениями было выделено 189,28 млрд руб., а не «почти 188», как указано Рогозиным), а в 2011 г., по нашим данным, четырьмя распоряжениями выделено 157,86 млрд руб., а не 122,5 млрд, т.е. расхождение превышает 35 млрд руб. Причиной подобного расхождения в принципе может быть как качество опубликованных данных, так и двойной счет гарантий, которые были выделены предприятиям, изменившим в течение года организационно-правовую форму, и не отменены последующим распоряжением.
В предоставлении государственных гарантий по займам национальной военной промышленности в принципе нет ничего особенного – эта практика существует века и не является отечественным изобретением. Поэтому было бы ошибкой проводить какие-либо аналогии с известными из истории механизмами теневого финансирования военных расходов типа векселей MEFO, изобретенных президентом Центробанка Германии в 1934 г.
Тем не менее, национальные особенности все же есть. Во-первых, исходя из опыта 2011–2013 гг., указанные выше 55,8 млрд руб. (10,1% госгарантий) в текущем году будут распределены секретными распоряжениями как проходящие по указанной там же секретной ФЦП. Во-вторых, сомнительное качество используемой государственным аппаратом статистики, как нами показано выше. В-третьих, высокие ставки банковского процента по кредитам организациям ОПК со стороны уполномоченных госбанков, что, безусловно, обеспечивает им легкие деньги, но в то же время является фактором наблюдаемого аномально высокого роста цен на продукцию военного назначения. И, наконец, высокие коррупционные риски в ОПК излишне смело перекладываются на плечи налогоплательщиков – ОАО «Северная верфь», получившей в 2011–2012 гг. госгарантии на 30 млрд руб., несмотря на обнаруженные искажения бухгалтерской отчетности в эти же годы на 7 мдрд руб., указанным выше распоряжением от 16 июня предоставленная ранее гарантия увеличена до 14 млрд руб. и продлена до 31 декабря 2018 г.
Василий Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики