О Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Вторник, 30.11.2010, 13:19

27 ноября 2010 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» – законодательный акт, который разработан для обеспечения выполнения Российской Федерацией ее международных обязательств в связи с членством в Таможенном союзе, регулирования отдельных правоотношений, а также установления дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования в России исходя из интересов обеспечения экономической безопасности и решения других важных задач в сфере таможенного дела, включая обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, чья деятельности прямо или косвенно связана с внешней торговлей товарами.



По своему содержанию предлагаемый федеральный закон выступает основным актом законодательства РФ в сфере таможенного дела. В нем закреплены основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Российскую Федерацию, вывозе из Российской Федерации и перевозке по территории Российской Федерации под таможенным контролем, правила определения страны происхождения товара, порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования таможенного союза.

Нормы рассматриваемого законопроекта в целом базируются на нормах и принципах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г. (Киотской  конвенции).

Данный федеральный закон знаменует существенные изменения в российском таможенном праве и смежных правовых областях. Концептуально он исходит из следующих приоритетов:
•    обеспечить экономическую безопасность РФ при осуществлении внешней торговли товарами;
•    не увеличивать нагрузку на бизнес по сравнению с Таможенным кодексом РФ, иметь таможенное регулирование, обременяющее бизнес не более, чем в Белоруссии и Казахстане;
•    упростить таможенные процедуры при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и импорте высокотехнологичных и инновационных товаров;
•    предоставить возможность бизнесу влиять на формирование таможенных правил и в целом на формирование и реализацию таможенных правил.

Созданы условия для комфортного перехода российских лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, на работу в условиях изменившегося законодательства, а также установлены взвешенные критерии при их исключении из реестров. В частности, теперь норма об исключении из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в связи с совершением этими лицами административных правонарушений учитывает размер административного штрафа, наложенного на этих лиц, что характеризует тяжесть совершенных правонарушений.

В проект закона внесены нормы, определяющие порядок применения уполномоченным экономическим оператором предоставленных ему специальных упрощений, включая особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита, порядок получения данного статуса и включения в Реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО), а также порядок исключения из него. Кроме того, в нем отражен порядок ведения УЭО системы учета и представления отчетности таможенным органам, а также требования к складским помещениям, на которых УЭО осуществляет хранение товаров. Установлены требования к обустройству, оборудованию и месторасположению складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли.

В проект ФЗ включен ряд положений, направленных на стимулирование инновационной активности российских предприятий.

Так, Статья 208 устанавливает возможность представления документов, подтверждающих правоспособность лиц (уставные, учредительные и другие правоустанавливающие) один раз при первом обращении в любой таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации, и исчерпывающий перечень таких документов. Это упрощает процесс подачи документов, сокращает количество копий, которые представляются в таможенные органы, позволяет провести проверку правоспособности лиц на совершение таможенных операций однократно.

Статья 232 устанавливает упрощения при помещении под таможенную процедуру экспорта несырьевых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Данные упрощения включают в себя сокращенный перечень документов, представляемых при таможенном декларировании, сокращенный перечень сведений, которые подлежат заявлению таможенным органам. Особо оговаривается, что при декларировании несырьевых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенная стоимость не определяется, не заявляется и не подтверждается.

Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» должен был вступить в силу с 1 июля 2010 г. Однако на опубликованный законопроект, разработанный ФТС, было получено огромное количество замечаний от предпринимательских кругов. В том числе указано на ряд несоответствий Таможенному кодексу таможенного союза, чрезмерное количество отсылок к ведомственным актам федеральной службы, отсутствие норм, направленных на улучшение администрирования и решение существующих проблем.  В результате Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вступает в силу 29 декабря 2010 г.

Н.П. Воловик – зав. лабораторией внешнеэкономической деятельности