Новый закон, уточняющий полномочия федеральной, региональной и муниципальной власти

Понедельник, 29.10.2007, 03:00

Российским парламентом принят очередной Федеральный закон, уточняющий полномочия федеральной, региональной и муниципальной власти, – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»1. Названным законом изменения вносятся в 36 актов, включая Бюджетный, Земельный и Жилищный кодексы РФ, два Федеральных закона о публичной власти и более трех десятков отраслевых (тематических) законов.



Примечательно, что часть поправок с разграничением полномочий не связана. Например, изменения в законы «О закрытом административном образовании», «О государственном регулировании развития авиации», «О естественных монополиях», «Об автономных учреждениях» и др. Другая часть отраслевого законодательства конкретизирует полномочия органов власти в таких сферах, как охрана здоровья граждан, пожарная безопасность, социальная помощь, культура, жилищные отношения и в ряде других.

Число вопросов регионального значения, установленные Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», увеличены до 63 пунктов путем введения трех новых полномочий, связанных с:
  • осуществлением государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности;
  • организацией подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации;
  • участием в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности.

Среди изменений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно отметить дополнительные права органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов решать вопросы создания службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений, а также введения для органов местного самоуправления всех типов полномочия по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Осуществление этого полномочия должно происходить за счет средств местного бюджета.

Значительные изменения внесены в данный закон в части установления территориальной организации местного самоуправления, в том числе введена отдельная статья об упразднении городских и сельских поселений. Появились новые статьи об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления и об особенностях организации местного самоуправления на Крайнем Севере и приравненным к нему местностях.

В части имущественных отношений появились поправки, которые, во-первых, расширяют разрешенные виды имущества для публичных собственников (Законы № 131-ФЗ и № 184-ФЗ), во-вторых, уточняют процедуру разграничения муниципальной собственности между муниципальными образованиями (статья 154 Федерального закона № 122-ФЗ). Важно при этом отметить, что в Федеральном законе № 131-ФЗ утратил силу пункт переходных положений (п.2 ч. 7 ст. 85) , содержащий обязанность Правительства РФ утвердить порядок перераспределения и разграничения имущества между публичными собственниками.

Н.И. Миронова – к.с.н., научный сотрудник лаборатории проблем муниципального развития

1   Федеральный закон от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ.