Пятница, 11.07.2014, 13:22
По итогам совещания у Дмитрия Медведева 18 июня, на котором было принято решение смягчить проект закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), Минфин РФ подготовил письмо Правительству с новыми правилами для КИК, которые учитывают пожелания РСПП и Минэкономразвития.
По сравнению с предыдущей версией законопроекта, действительно, правила КИК были значительно смягчены:
1. Пороговая доля владения КИК, при которой будут применяться новые правила, поднята с 10% до 50% в 2015 г.; в 2016 г. она составит 25% для одного лица либо 10%, если доли российских резидентов в совокупности превышают 50%.
В международной практике пороговое значение для целей признания иностранной компании контролируемой варьируется в зависимости от страны и, как правило, находится в диапазоне от 10 до 50%. В некоторых странах правила КИК предусматривают суммирование процентов капитала или голосующих акций, принадлежащих взаимозависимым лицам.
Очевидно, что если порог будет установлен как «50% + 1 голос», как предлагает бизнес-сообщество, то лишь малая часть фактически контролируемых компаний будут признаваться таковыми, поскольку акционерам достаточно будет поделить акции в пропорциях 40-30-30 или 50-50, чтобы гарантированно избежать контроля. Порог же в 25% выглядит вполне разумным.
2. Сумма прибыли КИК, начиная с которой обязательно ее декларирование, увеличена с 3 млн руб. до 50 млн руб. в 2015 г. и 30 млн руб. в 2016 г. Затем эту величину планируется постепенно снизить до 10 млн. руб.
Поскольку контролировать соблюдение налогоплательщиками правил о КИК будет непросто для налоговых органов, по крайней мере в ближайшее время, такая уступка безопасна для государства: она лишь устанавливает разумный порог «существенности» при проверках.
3. В 2015-2016 гг. налогоплательщиков, не уплативших налог с доходов КИК, освободят от штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 100 тыс. руб.
Это послабление аналогично тому, которое действовало в первые два года после вступления в силу в 2012 г. новых правил трансфертного ценообразования. За это время налогоплательщики приспособятся к новым правилам, а возможно, и перестроят структуру владения иностранными активами с тем, чтобы избежать правил о КИК.
Как мы понимаем, новая версия законопроекта по-прежнему предусматривает разделение доходов КИК на доходы от активной и пассивной деятельности, а также применение новых правил к КИК в тех юрисдикциях, где эффективная ставка налога на прибыль, посчитанная по определенным правилам, составляет менее 15%.
На наш взгляд, предлагаемые Минфином правила вполне разумны и не являются более жесткими, чем правила о КИК, давно действующие в странах с развитыми налоговыми системами.
Минфин предлагает поторопиться с рассмотрением законопроекта и ввести правила КИК с начала 2015 г. Очевидно, что законопроект еще будет обсуждаться, и бизнес-сообщество попытается максимально смягчить новые правила. Успешность действия правил КИК во многом будет зависеть от эффективности системы обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран.
Светлана Шаталова - зав. лабораторией исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС