Как и
прежде, эта статистика касается лишь численности пенсионеров, в т.ч. инвалидов, состоящих на учете и получающих пенсию в Минобороны России. По опубликованным данным, на 1 января 2013 г. в Минобороны на пенсионном обеспечении состояло 1 млн 127 тыс. 671 человек, из них по выслуге лет 966 тыс. 594 человек, по инвалидности – 36 тыс. 500 человек, и 124 тыс. 577 человек получали пенсию по случаю утери кормильца. С 2011 г. численность получающих пенсию по выслуге лет увеличилась на 10 тыс. 226 человек, что большей частью следует отнести за счет выхода на пенсию военнослужащих, выведенных в Вооруженных силах за штат начиная с 2008 г. Эта тенденция продолжилась и в завершающемся году, когда после получения жилья уволились в запас еще около
10 тыс. человек из этой категории. Очевидно, поэтому при последней
правке федерального бюджета ассигнования Минобороны на пенсионное обеспечение были увеличены на 8 млрд 100 млн руб., достигнув в итоге 263 млрд 10 млн руб., или 176,7% от фактически израсходованных средств по этой статье два года назад. В целом за этот период численность военных пенсионеров и инвалидов возросла на 0,8%, при этом наибольший прирост наблюдался в Дальневосточном (4,2%), Южном и Сибирском федеральных округах (по 2,1%), а в странах Балтии соответствующий показатель сократился на 7%.
Бόльшая часть пенсионеров и инвалидов Минобороны России проживает в Центральном федеральном округе (40,7%, при этом в Москве – 9,8%), меньше всего их в Дальневосточном федеральном округе – 5,5% и в странах Балтии – 2,5%.
Безусловно, подобную публикацию данных Минобороны следует всячески приветствовать, но сам ее факт породил некоторые вопросы и заставил обратить внимание на ряд обстоятельств.
Во-первых, на сайте Минобороны указано, что данные опубликованы в рамках реализации подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Означает ли это, что требования предыдущего
указа президента от 10 августа 2011 г. № 1063 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства обороны Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет» в военном ведомстве сочли возможным проигнорировать? Судя по содержанию сайта, где до сих пор не отражаются данные о бюджете Минобороны, так и случилось.
Во-вторых, достаточно ли для Минобороны России в XXI веке публиковать в качестве своей официальной статистики одну единственную таблицу, путь и большого размера? Ведь еще сто лет назад для печати российской военной
статистики требовалось несколько сот страниц.
И, наконец, нужна ли вообще открытая военная статистика в России? Можно ли в оборонных вопросах опираться исключительно на закрытые данные? Судя по тому, что за последний год руководство министерства обороны не предприняло никаких шагов по организации военной статистики, статистика вообще не рассматривается в качестве функциональной задачи министерства (кстати, то же самое относится и к большинству других российских министров). Поэтому совершенно не удивительно, что в последние дни мы стали свидетелями случаев достаточно странных расхождений в статистических данных различного происхождения, касающихся оборонных вопросов.
Наиболее курьезный из них произошел на расширенном
заседании коллегии Минобороны 10 декабря, когда с получасовым перерывом президентом страны и министром обороны в качестве итоговой численности солдат и сержантов, проходящих службу по контракту, были названы 205,1 тыс. и «около 220 тыс.» человек, соответственно. Как и следовало ожидать, данные министра обороны оказались точнее тех, что были в распоряжении Администрации президента, и уже через два дня в
Послании Федеральному Собранию президентом был использован вариант «до 220 тысяч человек». Тогда же президент упомянул о том, что «в отраслях ОПК у нас трудятся порядка двух миллионов человек. Вместе с членами семьи это почти семь миллионов человек», тогда как, по
данным члена комитета Госдумы по обороне А. Журавлева, на предприятиях ОПК работает менее 900 тыс. человек и еще около 440 тыс. заняты в оборонных научно-исследовательских институтах. В подобных условиях предъявлять кому бы то ни было претензии по качеству планирования государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ) довольно трудно – ведь, с одной стороны, все секретно, а с другой – расхождения в исходных данных, а, следовательно, и в результатах в разы.
Сложившаяся практика государственного управления без опоры на открытую официальную статистику создает и другие богатые возможности, которыми уважающему себя чиновнику просто грех не воспользоваться. В самом мирном варианте, не вступающем в конфликт с Уголовным кодексом, это выглядит так: выступая на
круглом столе «Выполнение мероприятий государственного оборонного заказа 2013 года» месяц назад (20 ноября) заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил, что к концу года прогнозная оценка оснащенности современным вооружением и военной техникой в Военно-Воздушных силах (ВВС) составит 42%, в Военно-Морском Флоте (ВМФ) – «чуть больше 50%», в Сухопутных войсках (СВ) – «около 17%», в Войсках Воздушно-космической обороны (ВКО) – «около 57%» и в Стратегических ядерных силах (СЯС) – «около 40%». Спустя почти три недели, в
докладе министра обороны С. Шойгу на уже упомянутом расширенном заседании коллегии Минобороны 10 декабря большинство оценок Борисова были уточнены (кроме ВВС, где осталось 42%), причем все изменения сделаны в большую сторону: в ВМФ – 52%, в СВ – 21%, в ВКО – 62% и СЯС – 45%. Спустя три дня Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В. Герасимов, выступая перед иностранными военными атташе 13 декабря, сообщил, что в СЯС доля современных образцов может достичь и 62% (
данные Генштаба). Безусловно, стремительный рост последнего показателя (за три недели более чем в полтора раза) следует считать результатом какой-то ошибки, оговорки или описки, но, тем не менее, за неделю, прошедшую с момента публикации никаких уточнений и опровержений ни Генштабом, ни редакцией ведомственного СМИ сделано не было.
Таким образом, ключевые целевые показатели выполнения ГПВ и ГОЗ буквально за месяц улучшились на 2–12 п.п., превысив в итоге в большинстве видов Вооруженных сил показатели оснащенности современной техникой в армиях ведущих странах мира, лежащие, как неоднократно
указывалось руководством Минобороны в начале 2011 г., в диапазоне 30–50%. В связи с чем дальнейшее наращивание объемов ГОЗ, предусмотренное подписанным 2 декабря федеральным
бюджетом на 2014–2016 гг., оказывается бессмысленным.
Рано или поздно, но Минобороны придется перейти к качественной, научной и открытой статистике, и в наших общих интересах, чтобы это произошло раньше.
В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики