Наталья Шагайда: «У России должны быть перспективы отмены жестких ограничений в развитии генетических технологий»

Суббота, 20.11.2021, 14:00

Президент Владимир Путин пообещал в скором времени подписать указ о специальных правилах обращения с особо ценными для продовольственной безопасности страны генетическими материалами растений. Также он заявил о необходимости регламентировать вопросы, связанные с защитой генетических данных граждан. Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, отметила «Независимой Газете», что России нужна отмена жестких ограничений в развитии генно-модифицированных организмов (ГМО), если страна не хочет отстать от остального мира, где эти технологии развиваются семимильными шагами.

«Несколько лет назад закончились широкомасштабные международные испытания, которые не выявили вреда от ГМО продуктов. Конечно, можно говорить, что исследование было проплачено. Но могут быть проплачены выступления и против, так как производители средств защиты рискуют потерять бизнес, ведь ГМО-растения могут быть устойчивы к болезням и вредителям. И тут уже трудно спорить, что большое количество пестицидов и гербицидов вредны для человека», – полагает Наталья Шагайда.

По мнению эксперта, следует обратить внимание на те страны, в которых ГМО-продукты широко используются: какая продолжительность жизни у населения, заболеваемость, рождаемость и т.д.

«Нет свидетельств, что там, где используются продукты ГМО в питании или через поедание мяса животных, выращенных на ГМО-кукурузе, живут меньше, болеют больше или бесплодны. Например, в США. В Японии также разрешены ГМО-продукты», – говорит эксперт.

«У России должны быть перспективы отмены жестких ограничений в развитии генетических технологий. Всякие ограничения вредны для науки. Мир идет в развитии ГМО-технологий семимильными шагами и есть риск отставания и потери конкурентоспособности», – считает Наталья Шагайда.

По ее мнению, населению необходимы качественные продукты и по сниженной цене. Преимущество ГМО-продукции заключается в урожайности, издержках производства, именно поэтому она отличается выгодной ценой и конкурентоспособностью на рынке спроса.

«Если бы расширялся рынок более дорогих продуктов, то наши продукты без ГМО имели бы преимущества, как и производители. Очевидно, что для потребителя необходимо маркировать продукцию, разделить на товары, произведенные с генной инженерией и без, чтобы покупатель мог иметь право выбора. Но если производитель без ГМО на одном рынке с ГМО-продуктами, то выиграть конкуренцию труднее, если вообще возможно», – считает эксперт.