Вторник, 12.04.2022, 16:27
Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, рассказала «Независимой газете» о целесообразности продовольственных субсидий.
Исследования, проведенные холдингом «Ромир» свидетельствуют о том, что несмотря на высокие показатели самообеспеченности, в стране пока не удалось решить проблему недоедания большинством граждан молока, рыбы, фруктов. Одновременно с этим в профильных ведомствах сообщают, что уровень самообеспеченности страны по молоку и по овощам составляет более 80% при цели 90%, а по рыбе – около 153% при цели 85%. Разве что фрукты пока действительно выбиваются из перечня высоких показателей.
Между тем недобор до норм Минздрава подтверждается и Росстатом. При этом по рыбе критического отставания Росстат уже не фиксирует. Самый же разительный разброс оценок у Росстата касается мяса: пока, по одним его данным, россияне потребляли 76 кг на человека в год, по другим – 92 (при норме 73).
По экспертным расчетам, которые привела Наталья Шагайда, если говорить о достижении рационального набора питания в стоимостной оценке, то в 2020 г. в среднем стоимость фактического набора питания составляла от 66 (по самой малообеспеченной группе) до 114% (по самой обеспеченной группе) от рекомендуемой нормы.
«С позиции продовольственной безопасности важно обеспечить способность семей иметь деньги для покупки набора питания по рекомендуемой норме. И только во вторую очередь и через другие механизмы нужно способствовать тому, чтобы они действительно купили продукты, которые рекомендуют специалисты. Самообеспечить нужно то, что страна может дешевле произвести, или нужно стремиться к тому, чтобы то, что мы можем произвести, было не дороже импортного», – считает Наталья Шагайда.
Кроме того, эксперт указала на целесообразность рассмотрения продовольственных субсидий для населения – прежде всего малоимущих.
«Да, целесообразно ставить вопрос продовольственной поддержки семей через субсидирование покупки ими продовольствия», – полагает Наталья Шагайда. И еще один важный фактор – создать возможности, чтобы семьи повышали свои доходы в будущем. «Дать удочку, а не только рыбу», – пояснила она.