Понедельник, 20.09.2021, 14:51
Еженедельный журнал «Профиль» опубликовал комментарий заведующей лабораторией аграрной политики Института Гайдара Натальи Шагайды о том, что российские потребители активно переходят на более дешевые и калорийные продукты питания.
Снижение доходов и чувство нестабильности в пандемию привели к тому, что россияне стали еще больше экономить на продуктах. При этом они отказываются от дорогих категорий в пользу более дешевых, но менее полезных. Также растет потребление готовых блюд, фастфуда, перекусы вместо полноценного приема пищи, что пагубно сказывается на здоровье.
По средним данным Росстата о потреблении в домохозяйствах, картина не такая безрадостная, считает Наталья Шагайда.
Розничные продажи продовольствия росли год от года за десятилетие до пандемии, а с августа 2014-го началось затяжное падение вплоть до января 2017 г. – в сопоставимых ценах продажи упали на 15% относительно января 2012-го. С тех пор они только однажды добрались до уровня 2012 г. – в марте 2020-го, в период ажиотажной закупки продуктов в начале пандемии. В другие месяцы они находятся, как правило, в интервале минус 10% – минус 5% от уровня соответствующего месяца 2012 г.
Падение доходов – основная причина экономии на еде, согласна эксперт. Бедные стараются потреблять более дешевые и калорийные продукты. Однако, по ее мнению, ситуация все же сложнее. «Можно купить курицу целиком. Она будет стоить значительно меньше снеков, сосисок. Так что вопрос здорового питания – вопрос не только доходов, но и много еще чего: воспитания, образования, даже трудолюбия. Всегда проще взять готовую упаковку сладких снеков, чтобы перекусить, чем с вечера приготовить полноценный и недорогой обед – отварить ячневую крупу, курицу, сделать салат из свеклы или капусты», – пояснила Шагайда.
Дело в том, что переход на готовые продукты – современный тренд. Если деньги есть, человек выберет в магазине готовые и здоровые продукты, если их мало – купит готовое подешевле и покалорийнее.
Если продолжится падение доходов, то люди будут менять свои практики обеспечения продовольствием, считает Наталья Шагайда. В неблагоприятные периоды растет производство продукции на собственных участках. Однако до 2021 г. данные Росстата не показывали такой тенденции. Возможно, это связано с тем, что россияне, имевшие такие навыки, постарели, не передав их молодым.
«Выращивание продукции у себя на участке, поиски новых форматов торговли, где меньше торговая наценка, более простые продукты – все это из области обеспечения привычного потребления при падении доходов. Кроме того, как показывает обзор международных подходов, правительства используют такие инструменты, как снижение импортных пошлин, НДС на продовольствие, других платежей, которые вынуждены нести производители и поставщики из-за решений государства и которые перекладываются потом на покупателя, а также продовольственная помощь уязвимым домохозяйствам», – полагает она.