Пятница, 01.04.2022, 12:53
Счетная палата проверила эффективность использования субсидий в агропромышленном комплексе (АПК) и выявила нарушения на сумму более 1 млрд рублей. Ни один из проверенных регионов не выполнил полностью условия соглашения по увеличению и сохранению объемов производства сельхозпродукции. Более того, 17 млн рублей было израсходовано с признаками причинения ущерба экономическим интересам государства. Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, рассказала журналу «Профиль», почему не стоит ужесточать контроль.
«За девять лет в госпрограмму 29 раз вносились изменения, которые концептуально меняли как стратегические направления развития отрасли, так и сам набор мероприятий и объемы их финансирования», – сказала Наталья Шагайда.
«Логично было бы предположить, что изменения в части выбора тех или иных мероприятий должны были учитывать оценку эффективности достижения целей государственного управления до внесения новых мероприятий в Госпрограмму, однако такой анализ, если он делался Минсельхозом России, остался за кадром», – недоумевает эксперт.
По ее мнению, корень проблем в том, что действующие механизмы господдержки искусственны и сложны. На практике многие нарушения фиксируются из-за чрезмерной регламентации того, что можно делать на субсидию. Это является одной из причин, почему не все сельхозпроизводители хотят пользоваться субсидией, и снижает охват сельхозпроизводителей. Более продуктивным будет доведение системы до уровня, который бы не требовал ужесточения контроля, увеличения расходов на администрирование использования субсидий и снижал роль субъективных оценок контролирующих лиц.
«Важно только то, что распределение должно быть прозрачным, а доступ к федеральным субсидиям – равным для тех, кто соблюдает требования доступа к федеральной поддержке», – подчеркнула Наталья Шагайда.
С ее слов, главный вопрос – на что должно быть направлено субсидирование, если оно призвано помочь не только экономическому, но и социальному развитию территории. «Учитывая тот факт, что даже рост производства не обеспечивает роста доходов работников – доходы смещаются в сторону собственника (активы, дивиденды) и высшего менеджмента, – эффективность субсидий, направленных на приоритетное развитие отдельных территорий, могла быть оценена по росту заработной платы работников базовых профессий для сельского хозяйства на этих территориях», – убеждена она.