Суббота, 27.03.2021, 13:31
Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, в беседе с журналом «Эксперт» отметила, что импортный картофель, при всей мизерности его поставок (около 2% всего рынка) все равно оказывает заметное влияние на розничные цены в магазинах.
По ее данным, причина в том, что 65% картофеля в России производится в личных подсобных хозяйствах, и более половины этого объема домохозяйства выращивают для своих собственных нужд – то есть, этот картофель не поступает в торговый оборот.
«Такие домохозяйства не оказывают почти никакого влияния на рынок, и из-за этого Росстату сложно точно оценить реальные объемы производства и потребления. Плюс еще то, что данные сельхозпереписей быстро приходят в несоответствие с реальностью. В то же время импортный картофель весь до килограмма попадает в супермаркеты, и поэтому на магазинных полках его доля непропорционально высока по сравнению с его же долей в общей статистике, особенно в отдельные периоды, когда своего картофеля мало», – отметила эксперт.
Наталья Шагайда подчеркнула, что привозной картофель представляет собой в каком-то смысле премиальный товар, который «может себе позволить» быть дорогим.
«Он мытый, откалиброванный, упакованный, в отличие от покрытой землей российской картошки. Такого товара и не должно быть больше, чем массового. Если его будет слишком много, он просто не найдет своего покупателя, особенно за пределами крупных городов», – резюмировала она.