Наталья Шагайда: «Эффективнее не снижать цены на продукты, а повышать доходы населения»

Суббота, 12.12.2020, 18:56

Наталья Шагайда, д.э.н., заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, в беседе с «Агроинвестором» отметила, что бороться с повышением цен можно только одним способом – создавать конкуренцию и поддерживать модернизацию широкого круга производителей.

В России продолжается активное обсуждение роста цен на продовольствие и мер, которые правительство планирует принять для их сдерживания и снижения.

По мнению Натальи Шагайды, есть механизм регулирования цен в торговле, но он вступает в силу определенных случаях, которые обусловлены законом. Соответственно, об ограничении по закону следует говорить только в случае, когда возникают необходимые для этого основания.

«Очень хорошо, что есть предсказуемые условия регулирования цен. А вот пошлины и запреты обычно вводятся неожиданно. При этом всякое ограничение экспорта не является гарантией сокращения внутренних цен. Весь прошлый опыт ограничений это подтверждает», – отметила Наталья Шагайда.

По словам эксперта, любое ограничение экспорта ведет к перераспределению доходов по продовольственной цепочке. «И не нужно тут прикрываться потребителями. Здесь вопрос доходов производителей масла. Они и борются за них», – считает Наталья Шагайда.

Она отмечает, что пошлина на вывоз сырья сильно влияет на сельхозпроизводителей. В выгоде останутся государство и переработчики. По мнению эксперта, разумным было бы обсуждать вопрос о перераспределении собранных пошлин, например, пропорционально площадям тех агрокультур, вывоз которых ограничивается, так как от пошлин пострадают все производители, независимо от того, экспортировали они свою продукцию или нет.

«Однако сумма пошлины по продуктам сейчас даже не выделяется и не может пойти в пользу ущемленных сельхозпроизводителей. Чтобы люди что-то покупали, нужны доходы, продолжает она. Также для потребителей будет лучше, если не будет ограничений на импорт, потому что на рынке нужна конкуренция. Тогда внутренние производители будут заинтересованы в снижении цен. Девальвация рубля и так ограничила поставки из-за рубежа. Должна быть какая-то идеология во введении как импортных, так и экспортных пошлин. Во имя потребителей, если ими, в конце концов, все прикрываются», – резюмировала Наталья Шагайда.