Среда, 05.12.2012, 12:52
На днях первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов заявил о том, что налоги в России в ближайшие 6 лет расти не будут и любые налоговые решения могут касаться только их снижения.
Вместе с тем, уровень налоговой нагрузки в РФ не является чрезмерно высоким и в достаточной степени сопоставим со средним уровнем нагрузки в странах ОЭСР в течение 2000–2011 гг. (см. Табл. 1).
Таблица 1
Налоговая нагрузка в странах ОЭСР в 2000–2011 г. (% ВВП)
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 (оценка) |
Австралия |
30,4 |
28,9 |
20,6 |
25,4 |
27,8 |
28,2 |
30,4 |
29,7 |
27,1 |
25,8 |
25,6 |
... |
Австрия |
43,0 |
44,9 |
33,9 |
36,7 |
40,9 |
41,4 |
43,0 |
41,8 |
42,8 |
42,5 |
42,0 |
42,1 |
Бельгия |
44,7 |
44,6 |
31,1 |
39,4 |
44,3 |
43,5 |
44,7 |
43,6 |
43,9 |
43,1 |
43,5 |
44,0 |
Канада |
35,6 |
35,2 |
25,7 |
32,0 |
32,5 |
35,6 |
35,6 |
33,1 |
32,3 |
32,1 |
31,0 |
31,0 |
Чили |
18,9 |
19,1 |
... |
... |
... |
18,5 |
18,9 |
22,8 |
21,4 |
17,1 |
19,6 |
21,4 |
Чехия |
34,0 |
34,1 |
... |
... |
... |
35,9 |
34,0 |
35,9 |
35,0 |
33,9 |
34,2 |
35,3 |
Дания |
49,4 |
48,5 |
30,0 |
38,4 |
46,1 |
48,8 |
49,4 |
48,9 |
47,8 |
47,7 |
47,6 |
48,1 |
Эстония |
31,0 |
30,2 |
... |
... |
... |
36,3 |
31,0 |
31,4 |
31,7 |
35,7 |
34,2 |
32,8 |
Финляндия |
47,2 |
44,8 |
30,4 |
36,6 |
39,8 |
45,7 |
47,2 |
43,0 |
42,9 |
42,8 |
42,5 |
43,4 |
Франция |
44,4 |
44,1 |
34,2 |
35,5 |
42,8 |
42,9 |
44,4 |
43,7 |
43,5 |
42,5 |
42,9 |
44,2 |
Германия |
37,5 |
36,3 |
31,6 |
34,3 |
36,1 |
37,2 |
37,5 |
36,1 |
36,5 |
37,3 |
36,1 |
37,1 |
Греция |
34,3 |
33,2 |
18,0 |
19,6 |
25,8 |
29,1 |
34,3 |
32,5 |
32,1 |
30,4 |
30,9 |
31,2 |
Венгрия |
39,3 |
38,4 |
... |
... |
... |
41,5 |
39,3 |
40,3 |
40,1 |
39,9 |
37,9 |
35,7 |
Исландия |
37,2 |
35,4 |
26,2 |
30,0 |
28,2 |
31,2 |
37,2 |
40,6 |
36,7 |
33,9 |
35,2 |
36,0 |
Ирландия |
31,0 |
28,7 |
24,9 |
28,5 |
34,3 |
32,1 |
31,0 |
30,9 |
29,1 |
27,7 |
27,6 |
28,2 |
Израиль |
36,8 |
36,8 |
... |
... |
... |
36,7 |
36,8 |
36,3 |
33,8 |
31,4 |
32,4 |
32,6 |
Италия |
42,0 |
41,7 |
25,5 |
25,4 |
33,6 |
39,9 |
42,0 |
43,2 |
43,0 |
43,0 |
42,9 |
42,9 |
Япония |
26,6 |
26,8 |
17,8 |
20,4 |
26,7 |
26,4 |
26,6 |
28,5 |
28,5 |
27,0 |
27,6 |
... |
Ю. Корея |
22,6 |
23,0 |
... |
14,9 |
16,1 |
20,0 |
22,6 |
26,5 |
26,5 |
25,5 |
25,1 |
25,9 |
Люксембург |
39,1 |
39,7 |
27,7 |
32,8 |
39,5 |
37,1 |
39,1 |
35,6 |
35,5 |
37,7 |
37,1 |
37,1 |
Мексика |
16,9 |
17,1 |
... |
... |
15,5 |
15,2 |
16,9 |
17,7 |
20,9 |
17,4 |
18,8 |
19,7 |
Нидерланды |
39,6 |
38,1 |
32,8 |
40,7 |
42,4 |
41,5 |
39,6 |
38,7 |
39,3 |
38,2 |
38,7 |
... |
Н. Зеландия |
33,2 |
32,5 |
23,9 |
28,4 |
30,9 |
36,2 |
33,2 |
34,7 |
33,8 |
31,6 |
31,5 |
31,7 |
Норвегия |
42,6 |
42,9 |
29,6 |
39,2 |
42,6 |
40,9 |
42,6 |
42,9 |
42,1 |
42,4 |
42,9 |
43,2 |
Польша |
32,8 |
32,6 |
... |
... |
... |
36,2 |
32,8 |
34,8 |
34,2 |
31,7 |
31,7 |
... |
Португалия |
30,9 |
30,7 |
15,9 |
19,1 |
24,5 |
29,3 |
30,9 |
32,4 |
32,5 |
30,7 |
31,3 |
... |
Словакия |
34,1 |
33,1 |
... |
... |
... |
40,3 |
34,1 |
29,5 |
29,5 |
29,1 |
28,3 |
28,8 |
Словения |
37,3 |
37,5 |
... |
... |
... |
39,0 |
37,3 |
37,7 |
37,1 |
37,1 |
37,5 |
36,8 |
Испания |
34,3 |
33,9 |
14,7 |
18,4 |
27,6 |
32,1 |
34,3 |
37,3 |
33,1 |
30,9 |
32,3 |
31,6 |
Швеция |
51,4 |
49,4 |
33,3 |
41,3 |
47,4 |
47,5 |
51,4 |
47,4 |
46,4 |
46,6 |
45,5 |
44,5 |
Швейцария |
29,3 |
28,5 |
17,5 |
23,8 |
25,2 |
26,9 |
29,3 |
27,7 |
28,1 |
28,7 |
28,1 |
28,5 |
Турция |
24,2 |
26,1 |
10,6 |
11,9 |
11,5 |
16,8 |
24,2 |
24,1 |
24,2 |
24,6 |
25,7 |
25,0 |
Великобритания |
36,4 |
36,2 |
30,4 |
34,9 |
37,0 |
34,0 |
36,4 |
35,8 |
35,8 |
34,2 |
34,9 |
35,5 |
США |
29,5 |
28,4 |
24,7 |
25,6 |
25,6 |
27,8 |
29,5 |
27,9 |
26,3 |
24,2 |
24,8 |
25,1 |
ОЭСР в целом (невзвешенное среднее) |
35,2 |
34,7 |
25,5 |
29,3 |
32,5 |
34,5 |
35,2 |
35,1 |
34,5 |
33,7 |
33,8 |
... |
Согласно данным Росказны[1], в России уровень налоговой нагрузки на экономику, как и в странах ОЭСР, в течение 2000–2011 гг. изменялся незначительно (за исключением 2009–2010 гг.), колеблясь в пределах 35–36% ВВП. Таким образом, уровень налоговой нагрузки в РФ не является чрезмерно высоким и в достаточной степени сопоставим со средним уровнем нагрузки в странах ОЭСР в течение 2000–2011 гг.
Необходимо также принять во внимание тот факт, что величина доходов бюджетной системы РФ в значительной степени зависит от объема экспорта сырьевых товаров. Следовательно, налоговая нагрузка на экономику РФ включает в себя компоненту, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители (конъюнктурную составляющую нагрузки).
По нашим оценкам, уровень налоговой нагрузки в России без учета конъюнктурной составляющей, обусловленной благоприятной динамикой мировых цен на энергоносители значительно ниже, чем в странах ОЭСР. Как показано на Рис. 1, доля налоговых поступлений в экономике РФ в 2010 г. составила 32,2% ВВП. При этом поступления, имеющие место при средней многолетней цене на нефть (структурная компонента) – 27,2% ВВП; компонента поступлений, обусловленная благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей, – 3,5% ВВП; компонента, обусловленная вкладом прочих факторов (в том числе бизнес-циклы, государственная политика, настроения инвесторов и населения и т.д.), – 1,6% ВВП.
Рис. 1. Структурная и конъюнктурная составляющие налоговых доходов бюджета расширенного правительства РФ в 2002–2011 гг. (% ВВП)
Источник: расчеты Института Гайдара по данным Росказны.
Кроме того, как подтверждают результаты выделения структурной и конъюнктурной компонент налоговых доходов российской бюджетной системы[2], наиболее чувствительным относительно колебаний внешнеэкономической конъюнктуры налогом в России является налог на прибыль.
Иными словами, уровень налоговой нагрузки в России без учета ее структурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР. Таким образом, вышеприведенные данные иллюстрируют тезис о том, что в последние годы уровень налоговой нагрузки в экономике РФ в значительной степени определялся конъюнктурной составляющей нагрузки (в первую очередь, налога на прибыль), обусловленной высоким уровнем мировых цен на нефть.
М.В. Казакова – к.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития.
[2] Более подробно см. работу Синельников-Мурылев С.Г., Кадочников П.А., Казакова М.В. Анализ структурной и конъюнктурной составляющих налоговой нагрузки в российской экономике//Научные труды ИЭПП № 129Р, 2009 г. – 189 с. (доступно также на сайте http://www.iep.ru).