На проект закона «О федеральном бюджете РФ на 2008 год и на период до 2010 года»

Среда, 16.05.2007, 03:00

В апреле 2007 г. Правительство РФ представило проект закона «О федеральном бюджете РФ на 2008 год и на период до 2010 года». 30 апреля после одобрения правительством РФ главный финансовый документ страны поступил в Госдуму, а 14 мая Министр финансов РФ А. Кудрин официально представил его Федеральному Собранию.



Впервые в российской практике бюджетного планирования федеральный бюджет был составлен на трехлетний период. Это, с одной стороны, улучшает общественное понимание проводимой Правительством РФ среднесрочной бюджетно-налоговой политики, определенность в финансовом обеспечении принятых расходных обязательств на трехлетнюю перспективу, но с другой – повышает требования к качеству составляемого бюджета, увеличивает ответственность за допущенные при планировании ошибки. На основе представленного комментария к закону о федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г. по доходной и расходной частям бюджета, а также источникам финансирования дефицита федерального бюджета, можно сделать следующие выводы:

1. Заложенный в бюджете уровень снижения всех доходов бюджета на 5,5 п.п. ВВП к 2010 г. по сравнению с уровнем 2006 г. и, как результат, сокращение профицита с 7,5% ВВП в 2006 г. до 0,2% ВВП в 2008 г. не представляется бесспорным.

При расчете доходов федерального бюджета были учтены, на наш взгляд, не все возможные последствия изменения налогового законодательства, в результате чего особенно сильные сомнения вызывает оправданность прогнозов относительно роста НДС. Остались без должной оценки последствия введения в 2006 г. перехода на метод начислений и новый порядок принятия к вычету НДС, уплаченного при капитальном строительстве, а также осуществленный с 1 января 2007 г. переход к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного экспортерами по материальным ресурсам, что приведет к ускорению процедуры получения возмещений по экспортным операциям и, следовательно, сокращению остатков невозмещенных сумм. При расчете поступлений от НДС не учтены последствия перехода к специальной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве НДС-плательщиков и сокращения перечня операций, подлежащих освобождению от налогообложения НДС, предлагаемых Минфином РФ к введению с 1 января 2008 г. и с 1 января 2009 г. соответственно.

Другим спорным моментом в проекте налоговых доходов является сокращение поступлений от налога на прибыль организаций, которые в последние годы имели устойчивую тенденцию к росту.

Кроме того, в бюджете 2008–2010 гг. и сопроводительных документах не нашли должного отражения существующие риски возникновения проблем в функционировании отдельных налогов, что сказывается на качестве их составления и достоверности.

2. Несмотря на то, что общий рост расходов бюджета связан преимущественно с выделением средств на реализацию ряда приоритетных направлений в социальной сфере, отмеченных Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ, актуальным остается решение проблемы скорейшего устранения инфраструктурных ограничений экономического роста. В этой связи вызывает обеспокоенность сокращение расходов на национальную экономику с 1,6% ВВП в 2007 г. до 1,2% ВВП к 2010 г. и завершение ряда федеральных целевых программ, непосредственно направленных на развитие инфраструктуры и авиастроения, – «Автомобильные дороги», «Модернизация транспортной системы России», «Гражданская авиация», «Морской транспорт», «Внутренние водные пути», «Развитие экспорта транспортных услуг России».

Ситуация с расходами бюджета в период 2008-2010 гг. выглядит неоднозначно. С одной стороны, в расходной части федерального бюджета были учтены те ориентиры финансирования, которые обозначил Президент в своем Послании Федеральному Собранию РФ, с другой – такой существенный рост непроцентной составляющей расходов несет в себе определенные риски невыполнения задачи по сдерживанию инфляционных процессов в экономике. В этих условиях целесообразно осуществить расчет инфляционных последствий выполнения данного проекта федерального бюджета.

Более того, принятие значительных по объемам (речь идет о сотнях миллиардов рублей) обязательств по финансированию мероприятий, реализуемых либо в рамках приоритетных национальных проектов, либо по каналам Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и прочих институтов развития, осуществляется без должного анализа долгосрочных финансовых последствий их влияния на расходы федерального бюджет и бюджетную систему в целом. В результате остаются неучтенными возможные дополнительные расходы, которые могут возникнуть в ходе реализации этих проектов и программ. Поэтому при планировании новых расходных обязательств необходимо обеспечить всесторонний учет и, соответственно, отражение в бюджете всех возможных финансовых последствий от реализации отдельных мероприятий в рамках этих проектов.

3. Положительным, на наш взгляд, является продолжение следования политике замещения внешних источников заимствования внутренними в области управления государственным долгом на федеральном уровне. В результате чего доля внутренних источников заимствования в общем объеме государственного долга РФ к 2010 г. должна возрасти до 70% против 43% в 2006 г. При этом предполагаемое более чем двукратное увеличение внутренних заимствований по сравнению с 2007 г. и их средне- и долгосрочный характер (их доля будет составлять около 98% от запланированного объема заимствований) не должно привести к вытеснению или удорожанию инвестиций, необходимых для роста отечественной экономики.

И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики