Вторник, 28.04.2020, 18:45
Многие страны оказывают поддержку своему бизнес-сообществу в разных областях, в том числе в сфере налогового администрирования. Наиболее важными являются меры, направленные на отсрочку уплаты налогов и снижение интенсивности налоговых проверок или мораторий на их проведение.
Безусловно, в условиях режима самоизоляции, который провозглашен в подавляющем большинстве стран, проводить выездные налоговые проверки, как и в некоторых случаях – камеральные проверки невозможно и для самих налоговых служб. Большинство стран ввели моратории на налоговые проверки для разных групп налогоплательщиков, и некоторые продолжают расширять спектр условий для действия этих мер. Международные организации, в частности ОЭСР как ведущая организация по развитию налогового сотрудничества между странами, в рамках мероприятий в связи с пандемией выпустила два справочных документа по временной налоговой политике и мерам налогового администрирования правительств стран-участниц. Значимость действий национальных налоговых администраций выросла не только в связи с необходимостью приостановки активного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми администрациями по причинам изоляций и карантинов, но и в связи с тем, что в большинстве стран мира в последние несколько месяцев наступил отчетный период за истекший финансовый 2019 г.
Анализ справочных документов ОЭСР и новаций правительств разных стран позволяет выделить несколько основных тенденций и взвешенных национальных решений:
Из общего списка стран выделяются США, которые не приостанавливают все налоговые проверки, а переводят их максимально в онлайн-формат, а инициирование новых проверок сокращается. Более того, IRS (налоговое ведомство США) может начать новые проверки, если это будет сочтено необходимым для защиты интересов правительства в сохранении применимого срока давности. Такое решение, наверное, актуально при условии полной цифровизации налоговых процедур, однако снижение бремени налогового администрирования для налогоплательщиков именно в рамках проверок представляется сомнительным.
Россия, не являясь участницей ОЭСР, сразу приняла ряд налоговых мер для облегчения налогового администрирования и продолжает развивать их, оставаясь в довольно сдержанных рамках относительно общих тенденций мировой практики. Напомним, что Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №102-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ вправе в 2020 г. издавать нормативно-правовые акты, предусматривающие приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок по ТЦО и приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, в период с 1 января по 31 декабря 2020 г.
До сегодняшнего дня не приостановлены камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ), истребование документов в рамках камеральных проверок (ст. 88 и 93 НК РФ), истребование информации и документов вне рамок проверок (ст. 93.1 НК РФ). Очевидно, что в условиях предоставления налоговой поддержки только для узкого круга отраслей и сохранения обязанности подачи налоговых деклараций для подавляющего большинства налогоплательщиков нет смысла отменять камеральные проверки. С другой стороны, очевидна невозможность реализации и отложенный характер по выполнению большинством налогоплательщиков требований предоставить документы первичного учета, так как в большинстве регионов действует режим самоизоляции и люди не находятся рядом со шкафами с этими документами. Так что несмотря на отсутствие моратория, по существу эти требования не могут исполняться.
По нашему мнению, сокращение бремени налогового администрирования для налогоплательщиков в настоящих условиях – важная оперативная мера поддержки бизнеса и граждан со стороны государства. Россия относится к той группе стран, которые приостановили проведение налоговых выездных проверок и отложили инициирование новых. В отличие от международного опыта, меры по сокращению бремени налогового администрирования, принятые в России, с одной стороны направлены не на все группы налогоплательщиков, а для некоторых даже создают дополнительные трудности из-за лишь частичного приостановления налоговых проверок (например, невозможность представить документы, запрашиваемые в ходе текущей камеральной проверки из-за дистанционного режима работы ответственных сотрудников), а с другой – очевидно позволяют снизить нагрузку на налоговые органы, что, в рамках остальных текущих задач, тоже немаловажно и соответствуют трендам, заданным мировой практикой. Единственный системный подход, который можно обнаружить в комплексе российских налоговых мер, это выделение и начавшиеся расширение перечня наиболее пострадавших отраслей. При комплексном подходе каждая группа налогоплательщиков должна была бы получить свои адекватные меры поддержки в сфере налогового администрирования.
Наталья Корниенко – заведующая лабораторией развития налоговой системы,
Екатерина Митрофанова – н.с. лаборатории развития налоговой системы
[1] Ст. 3, LA - 20.03.2020 & E.2037/2020
[2] Закон № 533-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)».