Четверг, 12.11.2015, 11:41
13 ноября Госдума рассмотрит в 1-м чтении проект федерального бюджета, который формируется в довольно непростых для России экономических условиях: экономический кризис, санкции, падение цен на энергоносители, что ослабляет формирование доходной части бюджета.
В 2016 г. запланировано продолжение снижения общего объема доходов федерального бюджета до 17,5% с 18% ВВП в 2015 г., что существенно ниже уровня исполнения 2014 г. (20,3% ВВП). При этом снижение происходит за счет сокращения поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. В то же время поступления от ненефтегазовых доходов достаточно стабильны. Общий объем расходов, который должен немного вырасти по итогам 2015 г. до 21% ВВП с 20,8% в 2014 г., в 2016 г., напротив, несколько сократится до 20,5% ВВП. Дефицит бюджета в 2016 г. планируется на уровне 2015 г. в 3% ВВП. При этом почти весь объем дефицита (около 2,7% ВВП) планируется покрывать за счет средств Резервного фонда.
Таблица 1.
Основные параметры федерального бюджета в 2014–2016 гг. (млрд руб. и % ВВП)
2014 г. (отчет) |
2015 г. (оценка) |
2016 г. | ||
Закон № 384-ФЗ |
Законопроект | |||
1 |
2 |
3 | 4 | 5 |
Доходы, всего | 14 496,9 | 13 251,3 | 15 795,5 | 13 738,5 |
%% к ВВП | 20,3 | 18,0 | 19,0 | 17,5 |
Нефтегазовые доходы | 7 433,8 | 5 879,9 | 8 032,0 | 6 044,9 |
в %% ВВП | 10,4 | 8,0 | 9,7 | 7,7 |
Ненефтегазовые доходы | 7 063,1 | 7 371,4 | 7 763,5 | 7 693,6 |
в %% ВВП | 9,9 | 10,0 | 9,3 | 9,8 |
Расходы, всего | 14 831,6 | 15 417,3 | 16 271,8 | 16 098,7 |
%% к ВВП | 20,8 | 21,0 | 19,6 | 20,5 |
Дефицит (–) / Профицит (+) | -334,7 | -2 166,0 | -476,3 | -2 360,2 |
%% к ВВП | -0,5 | -3,0 | -0,6 | -3,0 |
Ненефтегазовый дефицит | -7 768,5 | -8 045,8 | -8 508,3 | -8 405,1 |
%% к ВВП | -10,9 | -10,9 | -10,2 | -10,7 |
Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 г.».
В целом курс на сдерживание роста и постепенное сокращение объема государственных расходов в долях ВВП представляются достаточно обоснованным. Увеличение объема расходов за счет большего объема дефицита нецелесообразно и несет в себе существенные риски. Во-первых, текущий уровень расходов федерального бюджета находится выше «условно оптимального» уровня (с точки зрения макроэкономических условий), государственные расходы были сильно «раздуты» в период высоких цен на нефть и далее еще выросли в кризис 2009 г., однако потом так и не вернулись на докризисный уровень в 18% ВВП (в последние годы расходы устойчиво выше 20% ВВП).
В результате можно говорить о том, что даже снижение расходов в 2016 г. до 20,5% по сути не носит проциклический характер, т.к. объем расходов по-прежнему будет заметно превышать в долях ВВП докризисный уровень 2007-2008 гг. Во-вторых, с точки зрения большего объема дефицита и наращивания долга важно понимать, насколько длительным является снижение доходов федерального бюджета. Пока сценарий возвращения цен на нефть ближе к 100 долл. за баррель и выше в ближайшие годы является маловероятным, а значит текущий уровень доходов бюджета надо воспринимать как средне- и м.б. даже долгосрочный (возможно, мы вступили в новый цикл снижения мировых цен на энергоносители). В результате необходима адаптация бюджетной политики к новым макроэкономическим условиям. В противном случае Россия рискует оказаться в положении ряда стран ЕС, которые длительное время тратили из бюджета средств больше, чем могли себе позволить с точки зрения экономических реалий.
С точки зрения подходов к финансированию дефицита бюджета необходимо отметить следующее. По нашим оценкам, и в этом и в следующем году у Правительства есть более широкие и неиспользуемые резервы по финансированию дефицита за счет коммерческих займов в условиях сравнительно небольшого объема накопленного государственного долга (к концу 2015 г. планируется 15,6% ВВП). В этих условиях можно было бы меньше тратить средства Резервного фонда и больше занимать на внутреннем рынке в рублях (внешние займы в текущих внешнеполитических условиях могут быть затруднены).
Здесь можно говорить о следующих аргументах. Во-первых, более медленное исчерпание накопленных финансовых резервов с учетом неясности перспектив улучшения макроэкономической ситуации и мировой конъюнктуры цен на энергоносители в средне- и долгосрочной перспективе. Во-вторых, средства Резервного фонда, вложенные в валютные активы, увеличиваются в рублевом выражении в условиях ослабления курса рубля к иностранным валютам. В-третьих, гособлигации играют важную роль на финансовом рынке, а также как инструмент денежно-кредитной политики (ВЭБу необходимы надежные финансовые инструменты для инвестирования пенсионных накоплений, а банки получают кредиты от ЦБ под залог гособлигаций).
Арсений Мамедов - зав. лабораторией бюджетной политики