Можно было бы меньше тратить средства Резервного фонда

Четверг, 12.11.2015, 11:41

13 ноября Госдума рассмотрит в 1-м чтении проект федерального бюджета, который формируется в довольно непростых для России экономических условиях: экономический кризис, санкции, падение цен на энергоносители, что ослабляет формирование доходной части бюджета.

В 2016 г. запланировано продолжение снижения общего объема доходов федерального бюджета до 17,5% с 18% ВВП в 2015 г., что существенно ниже уровня исполнения 2014 г. (20,3% ВВП). При этом снижение происходит за счет сокращения поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. В то же время поступления от ненефтегазовых доходов достаточно стабильны. Общий объем расходов, который должен немного вырасти по итогам 2015 г. до 21% ВВП с 20,8% в 2014 г., в 2016 г., напротив, несколько сократится до 20,5% ВВП. Дефицит бюджета в 2016 г. планируется на уровне 2015 г. в 3% ВВП. При этом почти весь объем дефицита (около 2,7% ВВП) планируется покрывать за счет средств Резервного фонда.

Таблица 1.

Основные параметры федерального бюджета в 2014–2016 гг. (млрд руб. и % ВВП)

 

2014 г.

(отчет)

2015 г.

(оценка)

2016 г. 

Закон № 384-ФЗ

Законопроект
1

2

3 4 5
Доходы, всего 14 496,9 13 251,3 15 795,5 13 738,5
%% к ВВП 20,3 18,0 19,0 17,5
Нефтегазовые доходы 7 433,8 5 879,9 8 032,0 6 044,9
в %% ВВП 10,4 8,0 9,7 7,7
Ненефтегазовые доходы 7 063,1 7 371,4 7 763,5 7 693,6
в %% ВВП 9,9 10,0 9,3 9,8
Расходы, всего 14 831,6 15 417,3 16 271,8 16 098,7
%% к ВВП 20,8 21,0 19,6 20,5
Дефицит (–) / Профицит (+) -334,7 -2 166,0 -476,3 -2 360,2
%% к ВВП -0,5 -3,0 -0,6 -3,0
Ненефтегазовый дефицит -7 768,5 -8 045,8 -8 508,3 -8 405,1
%% к ВВП -10,9 -10,9 -10,2 -10,7

Источник: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 г.».

В целом курс на сдерживание роста и постепенное сокращение объема государственных расходов в долях ВВП представляются достаточно обоснованным. Увеличение объема расходов за счет большего объема дефицита нецелесообразно и несет в себе существенные риски. Во-первых, текущий уровень расходов федерального бюджета находится выше «условно оптимального» уровня (с точки зрения макроэкономических условий), государственные расходы были сильно «раздуты» в период высоких цен на нефть и далее еще выросли в кризис 2009 г., однако потом так и не вернулись на докризисный уровень в 18% ВВП (в последние годы расходы устойчиво выше 20% ВВП).

В результате можно говорить о том, что даже снижение расходов в 2016 г. до 20,5% по сути не носит проциклический характер, т.к. объем расходов по-прежнему будет заметно превышать в долях ВВП докризисный уровень 2007-2008 гг. Во-вторых, с точки зрения большего объема дефицита и наращивания долга важно понимать, насколько длительным является снижение доходов федерального бюджета. Пока сценарий возвращения цен на нефть ближе к 100 долл. за баррель и выше в ближайшие годы является маловероятным, а значит текущий уровень доходов бюджета надо воспринимать как средне- и м.б. даже долгосрочный (возможно, мы вступили в новый цикл снижения мировых цен на энергоносители). В результате необходима адаптация бюджетной политики к новым макроэкономическим условиям. В противном случае Россия рискует оказаться в положении ряда стран ЕС, которые длительное время тратили из бюджета средств больше, чем могли себе позволить с точки зрения экономических реалий.

С точки зрения подходов к финансированию дефицита бюджета необходимо отметить следующее. По нашим оценкам, и в этом и в следующем году у Правительства есть более широкие и неиспользуемые резервы по финансированию дефицита за счет коммерческих займов в условиях сравнительно небольшого объема накопленного государственного долга (к концу 2015 г. планируется 15,6% ВВП). В этих условиях можно было бы меньше тратить средства Резервного фонда и больше занимать на внутреннем рынке в рублях (внешние займы в текущих внешнеполитических условиях могут быть затруднены).

Здесь можно говорить о следующих аргументах. Во-первых, более медленное исчерпание накопленных финансовых резервов с учетом неясности перспектив улучшения макроэкономической ситуации и мировой конъюнктуры цен на энергоносители в средне- и долгосрочной перспективе. Во-вторых, средства Резервного фонда, вложенные в валютные активы, увеличиваются в рублевом выражении в условиях ослабления курса рубля к иностранным валютам. В-третьих, гособлигации играют важную роль на финансовом рынке, а также как инструмент денежно-кредитной политики (ВЭБу необходимы надежные финансовые инструменты для инвестирования пенсионных накоплений, а банки получают кредиты от ЦБ под залог гособлигаций).

Арсений Мамедов - зав. лабораторией бюджетной политики

Заключение Института Гайдара и РАНХиГС при Президенте РФ на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (краткая версия)