Сегодня Правительство выпустило поручение во исполнение Послания Президента Федеральному Собранию, в котором в срок до 19 мая 2014 года ответственные за реализацию ведомства обязаны предоставить согласованные законопроекты на заданные темы. А в срок до 30 июня 2014 года предоставить в Правительство проекты докладов Президенту РФ на соответствующие темы.
Ограничение права офшорным компаниям участвовать в госзакупках или, скажем, получать господдержку – дело не хитрое, только нужно учесть, что речь должна идти как о запрете на право «играть» роль учредителей российской компании офшорными организациями, так и о непосредственном участии офшорных компаний и их представительств и филиалов.
Однако задача, поставленная Минфину и Минэкономразвитию обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих налогообложение в РФ доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании, гораздо сложнее и законодателю нужно просчитывать многоступенчатую схему. При определенном невнимании может получиться известная схема уклонения от налогов, именуемая «голландский бутерброд»*. При решении данной поставленной задачи более правильным был бы сложный подход и который частично уже отражен в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а именно – через введение понятия налогового резидента для организаций, через введение института контролируемых иностранных компаний.
Кроме того, законодателю необходимо учесть и режимы налогообложения в сопредельных странах. В Республике Беларусь и Казахстане – зачем ездить в Голландию, когда можно инкорпорироваться в Белоруссии и платить 15% офшорный сбор (Глава 24, НК РБ) или получать льготы резидента Казахстана.
Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией развития налоговой системы
* Например, см.
http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=15&action=show&id=3905