Пятница, 27.05.2011, 00:00
Определяющее влияние на положение на мировом нефтяном рынке в последнее время оказывало восстановление мировой экономики после финансово-экономического кризиса.
Повышенный спрос на нефть, обусловленный высокими темпами роста мировой экономики, в частности, экономик Китая, Индии и других азиатских стран, достаточно сдержанная политика ОПЕК в отношении увеличения добычи нефти странами-членами организации, а также низкий рост производства нефти за пределами ОПЕК привели к значительному повышению мировых цен на нефть по сравнению с прошлым годом. Существенное влияние на рост цен на нефть оказали также события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, обусловившие усиление геополитических рисков и сокращение поставок нефти из Ливии. В результате цена на российскую нефть на мировом (европейском) рынке повысилась с 78,3 долл./барр. в 2010 г. до 111-119 долл./барр. Вследствие роста мировых цен на нефть повысились также цены на российский природный газ (с 296 долл./тыс. куб. м в 2010 г. до 328,3 долл./тыс. куб. м). Это существенно увеличило доходы российских нефтегазовых компаний и поступления в государственный бюджет.
Неординарным для России событием в апреле–мае стал «бензиновый кризис», выразившийся в остром дефиците бензина в отдельных регионах. Такая ситуация явилась следствием увеличения экспорта бензина и сокращения его поставок на внутренний рынок. В связи с этим в целях ограничения экспорта и насыщения внутреннего рынка экспортная пошлина на бензин на май месяц была повышена на 44% (с 67% от ставки экспортной пошлины на нефть до 90%). Кроме этого, крупные нефтяные компании взяли на себя обязательство не поставлять в мае бензин на экспорт.
Как показывает анализ, главной причиной бензинового кризиса стала некорректная ценовая политика государства, а именно замораживание цен на бензин на внутреннем рынке. В январе текущего года вследствие роста мировых цен и повышения ставок акцизов внутренние цены на нефтепродукты также повысились. Но уже в начале февраля нефтяные компании получили от правительства однозначную установку на снижение цен на бензин и дизельное топливо, после чего цены пошли вниз.
При этом на мировом рынке цены на нефть и нефтепродукты быстро росли. Цена на нефть сорта Urals на европейском рынке выросла с 89,5 долл./барр. в декабре 2010 г. до 119,2 долл./барр. в апреле, или на 33%. Цена на бензин на европейском рынке (без учета косвенных налогов) повысилась за этот период с 0,566 евро/л до 0,738 евро/л, или на 30%. В России же внутренняя цена на бензин (цена производителей) в апреле была ниже уровня декабря на 1%, а розничная цена на бензин АИ-92 повысилась лишь на 0,5% (рост потребительских цен на товары и услуги за этот период составил 4,3%). В результате экспорт оказался значительно выгоднее поставок на внутренний рынок и нефтяные компании, реагируя на ситуацию, увеличили экспорт бензина. По данным Росстата, в I квартале 2011 г. экспорт автомобильного бензина по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 9,3%, а доля экспорта в производстве бензина повысилась до 14,7%.
В то же время в результате ценовых ограничений произошли определенные сдвиги в структуре производства в пользу других нефтепродуктов, цены на которые не были ограничены, прежде всего мазута и прямогонного бензина, а производство автомобильного бензина сократилось Определенную роль здесь сыграло также введение новых технических стандартов на топливо: некоторые нефтяные компании не смогли обеспечить замещение производства низкокачественного бензина производством бензина класса Евро-3, в результате чего предложение бензина сократилось.
Таким образом, в государственной ценовой политике на нефтяном рынке не был учтен ряд существенных факторов, что фактически и привело к ситуации «бензинового кризиса». В этих условиях в мае административное давление на цены было ослаблено, и цены на бензин заметно повысились. Поскольку в мае признаки дефицита бензина в отдельных регионах еще наблюдались, в целях насыщения внутреннего рынка правительством было принято решение о сохранении на июнь ограничительной экспортной пошлины на бензин в размере 90% от ставки экспортной пошлины на нефть. Эта ставка была также распространена на прямогонный бензин.
Ю.Н. Бобылев – к.э.н., зав. лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора
Подробнее см. «Экономико-политическая ситуация в России в Мае 2011 г.».