Пятница, 10.08.2012, 00:00
Минэкономразвития России предлагает стимулировать отечественных меценатов путем введения в Налоговый кодекс нормы, согласно которой организации смогут при расчете обязательств по налогу на прибыль вычитать расходы на благотворительность (при перечислении средств благотворительным фондам, религиозным организациям и социально-ориентированным некоммерческим организациям) в размере до 10% своей прибыли до налогообложения1.
На первый взгляд, данное предложение способно снизить налоговую нагрузку на доноров и таким образом оказать стимулирующее воздействие на развитие в России института благотворительности со стороны юридических лиц. Вместе с тем, если рассмотреть это предложение в контексте российской действительности, оно может оказаться бесполезным для решения поставленной задачи и вредным с точки зрения общих институциональных условий.
В настоящее время российское налоговое законодательство допускает вычет расходов на благотворительность физическими, но не юридическими лицами. При этом социальный налоговый вычет, предоставляемый по налогу на доходы физических лиц согласно подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, постоянно расширялся. Так, с 1 января 2012 г. для предоставления налогового вычета по расходам на благотворительность (в пределах 25% налогооблагаемого дохода физического лица) исключено условие, согласно которому некоммерческие организации – получатели средств должны частично или полностью финансироваться из бюджета, а также расширен перечень сфер деятельности некоммерческих организаций, в пользу которых осуществляются пожертвования, в том числе на формирование и пополнение целевого капитала.
В связи с этим предоставление организациям возможности вычитать свои расходы на благотворительность может рассматриваться как шаг в направлении выравнивания условий для физических и юридических лиц, т.е. нейтральности, однако с точки зрения конструкции налогов на доходы это не так. Конечными плательщиками налогов на доходы всегда являются физические лица, при этом на уровне организаций облагаются налогом доходы акционеров, которые не были им выплачены, т.е. были реинвестированы. Таким образом, при расчете налога на прибыль организаций должны вычитаться все необходимые для бизнеса (экономически обоснованные, направленные на получение дохода) затраты, но не социально-ориентированные расходы2.
Расходы физического лица (как конечного плательщика налогов на доходы) на благотворительность могут рассматриваться как взносы на социальные нужды, поскольку некоммерческие организации, в пользу которых производятся эти расходы, как правило, восполняют пробелы в предоставлении услуг социального характера государством, и таким образом их вычет для целей налогообложения в той или иной мере обоснован. Предоставление же такого вычета на уровне организаций, по сути, означает дублирование указанной налоговой преференции для их акционеров (они могут вычесть расходы на благотворительность и на уровне организации, и как физические лица), что может быть обосновано, в частности, соображениями администрирования.
В российских условиях соображения администрирования как раз говорят против введения предлагаемой налоговой льготы для организаций, и речь идет не о снижении налоговых поступлений (любая льгота предполагает выпадающие доходы), а о росте возможностей для уклонения от налогообложения с нарушением основных принципов гражданского законодательства. Согласно п. 4 ст. 575 ГК РФ, дарение в отношениях между коммерческими организациями прямо запрещено, в то же время коммерческие организации могут создавать некоммерческие организации, в том числе благотворительные фонды. Перечисление одной коммерческой организацией средств в фонд, созданный другой коммерческой организацией, не нарушает указанное положение гражданского законодательства, только если организация – учредитель фонда и/или ее работники и члены их семей не могут получить выгоду от использования средств фонда. Как показывает практика, это условие в России не соблюдается.
Если же перегородка между коммерческой организацией и созданной ею некоммерческой недостаточно жесткая, контроль, в том числе общественный, не налажен и затруднен, а наказание за нарушения избирательно и несущественно, введение вычета из налоговой базы юридических лиц расходов на благотворительность будет стимулировать не меценатство, а перевод обычных сделок между коммерческими организациями в категорию дарения, что сделает условия ведения бизнеса в России еще менее прозрачными.
Что же касается собственно задачи стимулирования благотворительности со стороны юридических лиц, то в России в отличие, например, от США, где 80% пожертвований совершают частные лица, и так большую часть благотворительных сумм составляют взносы крупных корпораций и среднего бизнеса3. Поэтому задача стимулирования благотворительности в нашей стране, по-видимому, должна решаться не столько через предоставление дополнительных налоговых льгот, сколько через создание четких, прозрачных и стабильных условий для функционирования некоммерческих организаций, включая систему ответственности за неправомерные действия их менеджмента. Это позволит повысить уверенность добросовестных доноров в том, что пожертвованные ими средства пойдут именно на те цели, на которые были предоставлены, и тем самым стимулировать их. Стимулировать же организации, которые осуществляют благотворительные расходы в качестве «добровольно-принудительной социальной ответственности», экономическими методами бессмысленно.
В то же время в свете последних тенденций в области законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций (введение статуса «иностранного агента» вместо отмены закрытого утверждаемого Правительством перечня доноров, гранты которых не облагаются у организации-получателя налогом) создание нормальных условий для функционирования НКО – политический вопрос. Однако без его решения предоставление рассматриваемой налоговой льготы представляется преждевременным.
Т.А. Малинина – зав. лабораторией налоговой политики
1 См.: От редакции: Помочь помогающим // Ведомости. 2012. № 149 (3163).
2 Если, конечно, такие расходы не являются, по своей сути, выплатами работникам организации, но тогда эти суммы по общему правилу облагаются налогом у работников.
3 По данным РСПП. См.: От редакции: Помочь помогающим // Ведомости. 2012. № 149 (3163).