Пятница, 29.03.2013, 14:37
На прошедшем 28 марта заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен комплекс мер, разработанных Минфином России и направленных на стимулирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к привлечению инвестиций в регионы.
Предлагается объединить два существующих на данный момент механизма оценки и распределения стимулирующих нецелевых трансфертов – дотации и иные межбюджетные трансферты. Первый механизм предусматривает выделение 10 млрд руб. стимулирующих дотаций тем субъектам РФ, которые достигли наилучших результатов по увеличению регионального налогового потенциала за три последних года. Если в 2011 г. таких регионов было 20 (средний размер финансовой помощи находился в диапазоне от 206,8 млн до 2 млрд руб.), то в 2012 г. – уже 25 (от 233,6 млн до 794,3 млн руб.).
Второй механизм реализуется через ежегодное предоставление 1 млрд руб. иных межбюджетных трансфертов тем регионам, которые достигли наибольшей эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти. Данный механизм существует с 2008 г. и предусматривает распределение среди 10 регионов, получивших наивысшие оценки эффективности, 1 млрд руб. С 2008 г. эта методика оценки неоднократно изменялась, что привело к значительному увеличению числа используемых в ней показателей (к 2012 г. – до 329) и, как следствие, сложности ее использования. В результате в августе 2012 г. методика была значительно скорректирована в сторону уменьшения количества рассчитываемых в ней показателей (до 14 на каждый регион). Распределение трансфертов по этой методике должно произойти только в 2013 г.
На сегодняшний день предлагается объединить эти два механизма в один. При этом объем финансирования оставить на прежнем уровне – 11 млрд руб. С одной стороны, шаг, направленный на объедение двух одинаковых по цели инструментов представляется логичным решением, позволяющим уйти от дублирования однородных показателей. С другой стороны, в этом случае будет вновь изменена методика оценки эффективности органов исполнительной власти, на которую и так тяжело стало ориентироваться региональным органам власти из-за постоянных изменений.
Однако каким совершенным не стал бы новый механизм стимулирования субъектов РФ к привлечению инвестиций, ему будет присущ целый комплекс недостатков.
Во-первых, показатели, используемые в методиках, отражают результаты деятельности органов власти за прошедший период времени и поэтому не всегда в полной мере могут учесть состояние экономической системы на момент использования средств.
Во-вторых, не все оцениваемые экономические показатели напрямую зависят от тех решений, которые принимают органы государственной власти.
В-третьих, попытки стимулировать финансово успешные регионы вряд ли можно считать эффективным использованием ограниченных финансовых ресурсов, учитывая относительно небольшую сумму выделяемых средств при сравнительно большом числе регионов, подлежащих премированию.
В результате, данный механизм не будет оказывать существенного влияния на формирование приоритетов региональных властей, а будет лишь приводить к распылению бюджетных средств. В то же время существенное увеличение объема стимулирующих трансфертов нецелесообразно, так как это будет противоречить принципам бюджетного выравнивания и увеличению дисбаланса в развитии бедных и богатых регионов.
В целом, механизм стимулирования субъектов РФ к привлечению инвестиций через предоставление дополнительных нецелевых консолидированных трансфертов имеет право на существование, но его объем, как и частота вносимых в него изменений, должны быть ограничены.
А.А. Алаев – научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма