Мария Гирич: «Привязка к собственным сервисам маркетплейса создаёт риски для конкуренции»

Sunday, 22.06.2025, 16:10

Научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Мария Гирич в комментарии для «Российской газеты» оценила стремление маркетплейсов развернуть в своих пунктах выдачи заказов сеть банкоматов.

«Сегодня многие маркетплейсы в России имеют свои финансовые сервисы, становясь полноценными финтех-экосистемами. Так, Озон, прежде всего имеет ряд сервисов для потребителей, как Ozon Карта, кредитные сервисы, депозиты, накопительные счета и пр. По данным Озон, карта используется во внешних операциях (не связанных с внутренними покупками на маркетплейсе): в 2024 году более 40% операций по карте пришлось на внешние операции. Таким образом, Озон фактически расширяет банковские сервисы для потребителей.

Поэтому установка банкоматов может упростить для потребителей возможности использования наличных (т. е. пополнение карт и снятие наличных). Так, в Озоне есть счета разного уровня, например, „базовый“, где не требуется подтверждение личности (через Госуслуги или представителя Озон) для использования карты. При этом по таким картам ограничены возможности для их пополнения (например, правило о бесплатном переводе до 30 млн между своими счетами не действует). Поэтому банкоматы могут быть дополнительной возможностью для пополнения счетов без комиссии (при превышении лимита по СПБ в 100 тыс.).

Стоит отметить, что снятие наличных в Озон сейчас производится через банкоматы ВТБ, что влечёт комиссии для Озона со стороны ВТБ. А если пользователь снимает не через ВТБ, а в банкоматах других банках действует комиссия для пользователя — 1%. Поэтому установка собственных банкоматов позволит Озону снизить зависимость от использования банкоматов других банков для работы с наличными (как ВТБ), а также снизить собственные комиссии и комиссии пользователей.

В целом Ozon развивает ряд других финтех-сервисов, как факторинговые сервисы для бизнеса (оплата закупок или выкуп дебиторской задолженности), лизинг автомобилей для предпринимателей, страховые продукты (страхование для транспортных компаний, работающих через „Вози Ozon“ для покрытия убытков в связи с утратой или повреждением груза).

Хотя в таком случае можно выделить и проблему с точки зрения конкуренции, когда маркетплейс фактически привязывает пользователя к собственным сервисам, предоставляя скидки работают при оплате картой Озон. Это вызывает риск создания более благоприятного режима для собственных финансовых сервисов маркетплейса в ущерб сервисам конкурентов», — рассказала Мария Гирич.