Любовь Филин о разграничении правомерной и неправомерной практики маркетплейсов

Monday, 13.10.2025, 19:24

Заведующая лабораторией доказательной регуляторики Института Гайдара Любовь Филин в комментарии для издания «Известия» пояснила, при каких условиях совмещение маркетплейсом функций площадки и продавца может считаться добросовестной практикой, а в каких – ведёт к злоупотреблениям.

Эксперт подтвердила, что ФАС фиксирует у крупнейших платформ нарушения принципов прозрачности, указывая на конкретные проблемные механизмы. «Среди них – инструменты, при которых площадка фактически устанавливает цену за продавца („Привлекательная цена“), ограничивает возможность отказаться от дополнительных услуг („Конструктор тарифов“), а также использует индекс остатков, влияющий на стоимость хранения и принудительные скидки. Эти механизмы создают риски ущемления интересов предпринимателей и искажения конкуренции», – отметила Любовь Филин.

При этом, эксперт подчеркнула, что маркетплейсы реагируют на предупреждения ФАС и отменяют недобросовестные практики. В частности, после предостережений ведомства была отменена механика «Привлекательная цена», признанная нарушающей принципы добросовестного взаимодействия.

Отдельно Любовь Филин прокомментировала распространенную в мире практику, когда маркетплейсы продают и собственные товары. «Она не считается нарушением, если соблюдается принцип равных условий доступа для всех продавцов, прозрачность алгоритмов продвижения и наличие отличных знаков продавца-маркетплейса от других продавцов», – заявила эксперт.

В качестве положительного примера она привела глобальный маркетплейс Amazon, который на протяжении многих лет успешно совмещает функции посредника и продавца. «Как отмечает ФАС, критично важно, чтобы маркетплейсы при этом не использовали внутренние данные сторонних продавцов для продвижения своих товаров и не искажали результаты поиска, иначе возникает риск злоупотребления доминирующим положением», – подчеркнула Любовь Филин.